Что такое аллокация простыми словами в экономике и на бирже

Лого investbro.ru

Всем привет! Сегодня мы рассмотрим термин, который применяется во многих сферах экономической жизни: в инвестициях, банковской отрасли, макроэкономике. Наибольший интерес для нас он представляет в рамках инвестиционной деятельности.

С ним хорошо знакомы инвесторы, которые покупают ценные бумаги на IPO.

Итак, аллокация – что это простыми словами в экономике и на бирже.

О понятии

Изначально слово «аллокация» использовалось в экономике. В переводе с английского allocation переводится как «распределение». Простыми словами это выделение, распределение каких-либо средств или ресурсов.

В русском обиходе часто данный термин заменяет само слово «распределение», например, аллокация доходов, расходов, капитала и т.д.

Эффективное распределение ресурсов имеет большое значение как для отдельного предприятия, так и для государства в целом. Ведь грамотная аллокация с минимальными затратами ведет к достижению плановых показателей, росту и процветанию.

В экономике аллокация бывает трех видов:

  1. Рыночная. Представляет собой распределение ресурсов на рыночных условиях. Ведущими факторами здесь являются спрос, предложение и конкуренция. Объясню на примере. Если цена какого-то товара растет, значит он пользуется спросом. Это становится толчком к росту предложения, т.е. другие предприятия тоже начинают создавать этот товар. Таким образом, ресурсы и деньги уходят из других отраслей в одну конкретную.
  2. Центральная. Это равномерное распределение ресурсов, подконтрольное определенным органам, которые и решают, какие услуги и товары выпускать, какие технологии для этого использовать, и кто все это будет потреблять.
  3. Квазирынок. Сочетает в себе два предыдущих типа аллокации. Государство стимулирует рост определенных отраслей и контролирует равновесие в рыночном механизме.

Кроме того, аллокация используется в банковской сфере, где под данным термином понимается распределение доходов и расходов по банковским продуктам для оценки их успешности, контроля косвенных издержек (к примеру, расходов на рекламу) и создания инструментов мотивации сотрудников.

Читайте также:

В инвестициях термин аллокация имеет несколько иную трактовку. Это процент удовлетворения заявки на покупку ценных бумаг при IPO, т.е. их первичном размещении на фондовом рынке.

Инвестору важно, каким именно окажется процент аллокации. От этого напрямую зависит размер его прибыли от сделки.

О том, что такое IPO и как может влиять аллокация на прибыль инвестора, поговорим далее.

IPO и влияние аллокации на доходность инвестиций

IPO (от англ. Initial Public Offering) – первичное публичное размещение акций компании на фондовом рынке. Именно с этого момента акционерное общество становится публичным, а его ценные бумаги становятся доступными для покупки инвесторами.

На IPO выходят не новички, а уже опытные игроки рынка, которые к этому моменту могут успешно функционировать уже десяток лет. Разберем, для чего тогда компании выходить на биржу со своими акциями:

  • Это привлекает дополнительный капитал. К тому же он более доступный, нежели банковский кредит.
  • Поскольку эмитент становится публичным, это делает его еще более узнаваемым.
  • Свободная продажа акций на бирже предотвращает сосредоточение активов в руках одного или нескольких акционеров, которые в данном случае могли бы влиять на деятельность всего предприятия.
  • Когда компания становится публичной, она обязана в открытом доступе публиковать свои отчетные документы. Это вызывает больше доверия со стороны клиентов и партнеров.
  • Появление собственных акций дает руководству возможность поощрять ими своих сотрудников или использовать в качестве предмета залога.
  • После выхода на биржу компания имеет право на вторичное размещение акций, тем самым получая возможность для финансирования своих инвестиционных проектов.

Аллокация при первичном размещении

Аллокация возникает по той причине, что желающих поучаствовать в разделе акций инвесторов гораздо больше, чем размещаемых при IPO ценных бумаг. Исходя из этого брокер вынужден снижать сумму заявок, т.е. дать возможность поучаствовать всем инвесторам, но на меньшую сумму.

Приведу пример.

Некий эмитент выпустил акций на 10 млн долларов. Желающие принять участие в IPO инвесторы вложили 50 млн долларов. Таким образом, брокер сможет удовлетворить только 20 % всех заявок. Оставшиеся деньги возвращаются обратно на счета инвесторов.

Приведу еще один наглядный пример.

Вы – инвестор, и решили принять участие в IPO на сумму 10 000 долларов. Помимо вас такое же желание возникло у десятков и сотен тысяч инвесторов.

Поскольку брокер не может для всех купить ценные бумаги на всю сумму, он выставляет процент удовлетворения в размере 5 % от суммы. Т.е. в вашем случае это будет 500 долларов.

Так вот эти 5 % и будут аллокацией, т.е. процентом, на который брокер одобрил поданную вами заявку.

Если желающих оказывается немного, то аллокация может быть и 80 %, и больше.

Несмотря на то, что риски потерять свой капитал могут быть в обоих случаях, во втором он все же выше. Поэтому к выбору компании для IPO важно подходить очень внимательно.

А новичкам и вовсе я не рекомендую связываться с подобными инструментами.

Разным инвесторам брокеры дают разные проценты аллокации. Как правило, это зависит от суммы вложений, активности на бирже и инструментов в портфеле.

Одним из крупнейших российских брокеров, предоставляющих инвесторам возможность участия в IPO, является «Фридом Финанс». Процент одобрения он рассчитывает по двум параметрам:

  1. Базовая часть – определяется отдельно для каждого IPO.
  2. Бонусная часть – определяется на основе активности самого инвестора.

Какие действия инвестора могут повысить аллокацию:

  • максимальная диверсификация портфеля;
  • участие во всех IPO;
  • регулярные сделки на бирже;
  • использование маржинальной торговли;
  • приобретение производных финансовых инструментов;
  • пользование другими услугами брокера (к примеру, страхование, владение акциями самой компании и пр.).

Преимущества и риски для инвестора

IPO – это отличная возможность заработать высокую прибыль, которая может исчисляться десятками, а то и сотнями процентов. Это становится возможным только в случае если первичное размещение окажется удачным.

Ниже я приведу примеры именно таких успешных IPO, которые были проведены в 2019 году:

  • IGM Biosciences Inc (американская биофармацевтическая компания) – 188 % прибыли.
  • InMode Ltd (производитель технологического оборудования для хирургических эстетических и лечебных решений) – 221 %.
  • Shockwave Medical Inc (производитель медицинского оборудования) – 282 %.
  • RAPT Therapeutics Inc (фармацевтическая компания, оказывающая услуги иммунологии и разработки лекарств для борьбы с раком) – 262 %.
  • Beyond Meat Inc (крупнейший мировой производитель заменителей мяса на растительной основе) – 596 % прибыли на IPO.

Впечатляет, не правда ли? Но не всегда путем первичного размещения удается добиться таких результатов. Есть не только более скромные по итогам, но и убыточные IPO.

К примеру, в том же 2019 году американская биржа NASDAQ провела 151 первичное размещение и только 57 из них оказались прибыльными. А это значит, что остальные 94 размещения либо ничего не дали вложившимся в них инвесторам, либо стали причиной потери капитала.

Самый главный риск инвестора в том, что аллокация может очень сильно повлиять на конечный доход от IPO. При этом участник никогда заранее не знает, какой именно процент одобрения своей заявки он получит.

Базовая часть расчета не зависит от конкретного брокера, зато ответственность за вычисление бонусной целиком и полностью лежит на плечах посредника.

Одним инвесторам он может одобрить больший процент, другим меньший. Инвесторы никак не могут контролировать этот процесс.

К слову, несмотря на высокие риски, с каждым годом желающих принять участие в IPO инвесторов становится все больше.

Подводим итоги

Мы разобрали понятие аллокации. Я надеюсь, мне удалось разъяснить эту тему максимально доступно.

Помните, что на IPO зарабатывают, как правило, опытные инвесторы, и то есть множество вещей, которые могут повернуть колесо фортуны в любую сторону, независимо от того, насколько грамотными являются участники первичного размещения.

Знать свой процент одобрения – это еще не все. Важно уметь определять успешные IPO, которые смогут прилично умножить изначальный капитал.

Желаю всем профита и до скорого!

Читайте также:
  • Южно-Корейская компания META CLUB: от 7% в месяц, долгосрок.
  •  
    Комментарии к статье: 0
    Добавить комментарий
    :grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
    * Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.