Приветствую Вас, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжаем говорить на тему оспаривания банковских транзакций через процедуру Chargeback.
Итак, как вернуть деньги чарджбеком, если Вы столкнулись с брокером-мошенником, получили некачественный товар или услугу?
Как это работает
Chargeback в переводе с английского означает «возвратный платеж». По сути, это отмена денежного перевода на банковскую карту, осуществляемая на основании правил международных платежных систем.
Процедура проводится при участии двух сторон:
- Владельца карты и его банка-эмитента (который выпустил карту).
- Ответчика (им может быть продавец некачественного товара, компания, не оказавшая услугу и т.п.) и банка-эквайера, представляющего его интересы.
Держатель карты подает заявление на чарджбек в банк. В нем указывается дата перевода средств, номер транзакции, а также опись документов, доказывающих обоснованность обращения.
Если заявление составлено верно, доказательства приложены и являются вескими, банк отправляет запрос в международную платежную систему, а та в свою очередь пересылает претензию банку-эквайеру.
Последний запрашивает у ответчика комментарии по делу, на основании которых МПС и будет выносить решение.
Читайте также:
Ответчику дается 30 дней, в течение которых он имеет право дать обратную связь и доказать свою невиновность. В случае если комментарии от продавца/компании не были получены, а доказательства его вины очевидны, МПС может удовлетворить требования заявителя без обратной связи.
После принятия положительного решения сумма перевода снимается со счета ответчика и возвращается на карту отправителя.
Важно! Процесс Chargeback возможен только при перечислении денег с карт Visa, MasterCard и МИР.
Возврат средств имеет определенные ограничения по срокам:
- Для карты Visa – не более 180 дней.
- Для MasterCard – 120 дней.
- Максимальный срок, в течение которого можно инициировать чарджбек составляет 540 дней с момента проведения транзакции.
Правила возврата
Для начала разберемся с правилами по чарджбеку платежных систем Visa и MasterCard.
Для Visa
Основные положения изложены на английском языке, что может существенно осложнять процедуру инициации чарджбека и контроля механизма возврата средств.
Этим могут пользоваться сотрудники банка, изменяя определенные правила МПС в свою пользу (к примеру, занижая допустимые сроки подачи заявления).
Минимальная сумма для возврата составляет 25 долларов.
Самые распространенные коды Chargeback для карт Виза:
30 | Товар или услуга не предоставлены |
41 | Отмена повторяющихся транзакций |
53 | Дефектный или не соответствующий описанию товар |
57 | Мошенническая транзакция |
80 | Неверная сумма сделки/ неправильный номер счета |
Стоит иметь ввиду, что в случае непредоставления товара или услуги, перед подачей заявления владелец карты обязан обратиться к продавцу/компании с претензией.
Для MasterCard
Руководство также англоязычное. Некоторые параметры отличаются от правил предыдущей платежной системы. К примеру, для Мастеркард отсутствуют ограничения по минимальной сумме возврата.
Распространенные коды:
4831 | Отличается сумма транзакции |
4840 | Мошенническая обработка транзакций |
4849 | Сомнительная активность продавца |
4853 | Дефектный товар, не соответствующий описанию |
4855 | Товары или услуги не предоставлены |
Для МИР
Единственная платежная система с полностью русскоязычным форматом изложения правил, который позволяет в полной мере ознакомиться с регламентом разрешения спорных вопросов.
Кодировка оснований:
4555 | Приобретенные товары не доставлены/ услуги не оказаны/ работы не выполнены |
4537 | Несанкционированная операция |
4590 | Наличные средства не были выданы устройством |
4554 | Товары/ услуги/ работы были оплачены иным способом |
4580 | Нарушения процедуры обработки операции |
Пошаговая инструкция по Chargeback
Рассмотрим подробнее, как вернуть свои деньги, используя чарджбек.
Шаг 1. Сбор доказательств
На данном этапе нужно найти код, который соответствует проблемной ситуации, и приступить к сбору доказательной базы. Это могут быть:
- Чек о совершенном переводе.
- Выписки со счета.
- Квитанции.
- Договор об оказании услуг.
- Скриншоты переписок с менеджером.
- В банке ответчика можно запросить выписку о том, что перевод был получен.
- Скриншоты личного кабинета, перечня предоставляемых услуг и т.п.
Перед подачей заявления в банк важно предпринять попытки урегулировать спор самостоятельно напрямую с другой стороной.
Даже если Вы не получите никакой обратной связи, у Вас на руках будут дополнительные «козыри» — копии писем, скриншоты электронной переписки, распечатка звонков, квитанции об отправке бумажных писем на адрес, указанный на официальном сайте компании и пр.
Шаг 2. Подача заявления
Вместе со всеми документами подаем в банк письменное заявление. Учреждение может иметь специальный фирменный бланк для чарджбека, при его отсутствии форма написания будет свободной.
В заявлении указываются следующие данные:
- Реквизиты карточного счета.
- Номер транзакции и ее дата.
- Сумма для возвращения.
- Основания для инициирования процедуры, суть проблемы.
- Опись приложенных доказательств.
- Контактные данные заявителя.
Подать заявление можно лично, через представителя по доверенности, а также с помощью профессионального посредника – юриста, либо специалиста профильной компании.
Важно! Проследите за тем, чтобы Ваше заявление было зарегистрировано, а на руки выдали данные, по которым Вы сможете отслеживать ход процесса.
К предыдущему замечанию следует отнестись внимательно. Банки не заинтересованы в неоплачиваемой работе, ведь через чарджбек деньги будут возвращены заявителю, а не банку. Для учреждения это лишняя волокита.
По этой причине заявление может просто «затеряться».
Еще одна сложность: не все банки лояльно относятся к процедуре Chargeback, и не все сотрудники знают о ее существовании, а потому в услуге могут отказать.
Шаг 3. Что делать, если пришел отказ
После того как заявление вместе с документами было подано в банк, остается ждать ответа. Решение придет в письменном виде и будет сопровождаться объяснением причин и комментариями ответчика.
Если требование о возврате денежного перевода не было удовлетворено, у Вас будет 45 дней для подачи заявления на повторное рассмотрение чарджбека. За это время можно собрать дополнительные доказательства и лучше продумать формулировку обращения.
Прежде чем снова отправляться в банк, внимательно прочтите объяснения, которые были даны в отказном письме. Возможно, доводы ответчика оказались объективно убедительнее Ваших.
К примеру, если Вы проиграли все деньги на форексе, лично приобретая те или иные активы, то брокер Вам ничего не должен.
Так или иначе, даже перед тем как в первый раз требовать в банке чарджбек, я бы рекомендовал сначала проконсультироваться с грамотным юристом, который изучит подробности ситуации и скажет, есть ли вообще шансы вернуть средства и стоит ли «игра свеч».
В качестве последней инстанции можно рассматривать суд. Если в ходе повторного рассмотрения чарджбека платежная система вынесла отрицательное решение, но Вы полностью уверены в своей правоте, можно попробовать инициировать судебное разбирательство.
Что делать, если в банке отказались принять заявление
Как я уже ранее отметил, такие случаи не редкость. Здесь важно помнить, что прием заявления на Chargeback – это обязанность банка, а не его право.
Банк сотрудничает с МПС и принимает ее условия, а значит нарушение правил грозит ему определенными санкциями. Отказать в регистрации заявления сотрудники банковского учреждения могут только в следующих случаях:
- Превышены минимально допустимые сроки подачи обращения.
- Заявление составлено некорректно.
- Доказательная база недостаточна для инициации процедуры.
Если вышеперечисленные условия соблюдены, а в приеме заявления все равно отказывают, нужно потребовать от сотрудника письменного объяснения с обоснованием причин отказа.
Также можно отправить заявление заказным письмом с уведомлением, подать официальный запрос с требованием отреагировать и предоставить обратную связь.
Получив от банка официальный отказ в регистрации заявления, можно отправить его вместе с жалобой руководителю филиала, в ЦБ или оператору платежной системы.
В крайнем случае можно подать исковое заявление о нарушении прав потребителя, затребовав возмещения морального ущерба.
Осторожно, посредники!
На сегодняшний день истории известны как удачные попытки вернуть деньги черед чарджбек, так и не увенчавшиеся успехом. Последних в разы больше. Сложилась и своя судебная практика.
Кроме того, появились компании, предлагающие услуги по оспариванию банковских транзакций с помощью Chargeback и даже гарантирующие 100%-ый результат.
Обычно такие фирмы обещают вернуть деньги пострадавшим от брокеров и букмекеров. Логика работы подобных компаний следующая: раз человек потерял деньги, значит связался с мошенниками, а раз так, то банк обязан вернуть средства через чарджбек.
Вот только Chargeback работает по-иному:
- Во-первых, решение о возврате денег принимает не фирма-посредник, а платежная система, банк или суд. Поэтому никаких гарантий возврата компания дать не может.
- Во-вторых, не всякий брокер равно мошенник. Если человек проиграл деньги, это только его ответственность. К тому же при заключении договора брокер предупреждает клиента о рисках, с которыми потенциальный инвестор соглашается, подписывая документ. А значит в таких условиях крайне сложно убедить банк в справедливости своего требования об отмене транзакции.
Какие услуги на самом деле предлагают компании, специализирующиеся на проведении чарджбека? Чаще всего в перечне указаны обтекаемые формулировки вроде «информационное сопровождение», «аналитическая работа» или «консультирование».
Из реальных действий можно найти разве что подачу обращения в банк. Ни сбор доказательств, ни тем более участие в принятии решения о возврате денег в услуги таких фирм не входит.
По сути, если инициация чарджбека с привлечением профессионального посредника не даст желаемых плодов, данной фирме будет нечего предъявить. Заявление подано, консультация проведена, а значит клиенту ничего не должны.
Причем, стоит отметить, что расходы за рассмотрение дела о Chargeback в случае отказа в удовлетворении ложатся на плечи заявителя.
Получается, что помимо потерянных денег и оплаты услуг посреднику — пострадавшему придется еще оплачивать комиссии и штрафы за проигранный процесс.
Вместо заключения
Если Вы попали на удочку мошенников и потеряли деньги, можно попробовать вернуть их с помощью процедуры Chargeback. Чтобы иметь хоть какие-то шансы, важно собрать действительно крепкую доказательную базу.
В заявлении в банк лучше не указывать формулировку «мошенничество», иначе Вас отправят в полицию. Лучше пишите «неоказание услуг» или «услуги недостаточного качества».
Если в договоре с брокером был указан пункт о рисках потери денег, бессильным может оказаться даже суд.
Обратившись к посредникам, Вы не увеличите шансы на успех. Компания напишет от Вашего имени обращение в банк, что Вы можете сделать и самостоятельно.
Собирать документы придется в любом случае Вам. Посреднические фирмы это понимают и поэтому в договоре часто можно увидеть только «консультация», «аналитические и информационные услуги».
Если Вы хотите сами инициировать Chargeback, проконсультируйтесь с юристом. Он поможет оценить риски и шансы на успех.
Благодарю Вас за внимание и надеюсь, что статья оказалась полезной. Подписывайтесь на обновления и делитесь материалом с друзьями в социальных сетях.
Всем профита!