Процедура возврата денежных средств с помощью чарджбека

Лого investbro.ru

Приветствую Вас, уважаемые читатели. Сегодня мы продолжаем говорить на тему оспаривания банковских транзакций через процедуру Chargeback.

Итак, как вернуть деньги чарджбеком, если Вы столкнулись с брокером-мошенником, получили некачественный товар или услугу?

Как это работает

Chargeback в переводе с английского означает «возвратный платеж». По сути, это отмена денежного перевода на банковскую карту, осуществляемая на основании правил международных платежных систем.

Процедура проводится при участии двух сторон:

  1. Владельца карты и его банка-эмитента (который выпустил карту).
  2. Ответчика (им может быть продавец некачественного товара, компания, не оказавшая услугу и т.п.) и банка-эквайера, представляющего его интересы.

Держатель карты подает заявление на чарджбек в банк. В нем указывается дата перевода средств, номер транзакции, а также опись документов, доказывающих обоснованность обращения.

Если заявление составлено верно, доказательства приложены и являются вескими, банк отправляет запрос в международную платежную систему, а та в свою очередь пересылает претензию банку-эквайеру.

Последний запрашивает у ответчика комментарии по делу, на основании которых МПС и будет выносить решение.

Читайте также:

Ответчику дается 30 дней, в течение которых он имеет право дать обратную связь и доказать свою невиновность. В случае если комментарии от продавца/компании не были получены, а доказательства его вины очевидны, МПС может удовлетворить требования заявителя без обратной связи.

После принятия положительного решения сумма перевода снимается со счета ответчика и возвращается на карту отправителя.

Важно! Процесс Chargeback возможен только при перечислении денег с карт Visa, MasterCard и МИР.

Возврат средств имеет определенные ограничения по срокам:

  • Для карты Visa – не более 180 дней.
  • Для MasterCard – 120 дней.
  • Максимальный срок, в течение которого можно инициировать чарджбек составляет 540 дней с момента проведения транзакции.

Правила возврата

Для начала разберемся с правилами по чарджбеку платежных систем Visa и MasterCard.

Для Visa

Основные положения изложены на английском языке, что может существенно осложнять процедуру инициации чарджбека и контроля механизма возврата средств.

Этим могут пользоваться сотрудники банка, изменяя определенные правила МПС в свою пользу (к примеру, занижая допустимые сроки подачи заявления).

Минимальная сумма для возврата составляет 25 долларов.

Самые распространенные коды Chargeback для карт Виза:

30Товар или услуга не предоставлены
41Отмена повторяющихся транзакций
53Дефектный или не соответствующий описанию товар
57Мошенническая транзакция
80Неверная сумма сделки/ неправильный номер счета

Стоит иметь ввиду, что в случае непредоставления товара или услуги, перед подачей заявления владелец карты обязан обратиться к продавцу/компании с претензией.

Для MasterCard

Руководство также англоязычное. Некоторые параметры отличаются от правил предыдущей платежной системы. К примеру, для Мастеркард отсутствуют ограничения по минимальной сумме возврата.

Распространенные коды:

4831Отличается сумма транзакции
4840Мошенническая обработка транзакций
4849Сомнительная активность продавца
4853Дефектный товар, не соответствующий описанию
4855Товары или услуги не предоставлены

Для МИР

Единственная платежная система с полностью русскоязычным форматом изложения правил, который позволяет в полной мере ознакомиться с регламентом разрешения спорных вопросов.

Кодировка оснований:

4555Приобретенные товары не доставлены/ услуги не оказаны/ работы не выполнены
4537Несанкционированная операция
4590Наличные средства не были выданы устройством
4554Товары/ услуги/ работы были оплачены иным способом
4580Нарушения процедуры обработки операции

Пошаговая инструкция по Chargeback

Рассмотрим подробнее, как вернуть свои деньги, используя чарджбек.

Шаг 1. Сбор доказательств

На данном этапе нужно найти код, который соответствует проблемной ситуации, и приступить к сбору доказательной базы. Это могут быть:

  • Чек о совершенном переводе.
  • Выписки со счета.
  • Квитанции.
  • Договор об оказании услуг.
  • Скриншоты переписок с менеджером.
  • В банке ответчика можно запросить выписку о том, что перевод был получен.
  • Скриншоты личного кабинета, перечня предоставляемых услуг и т.п.

Перед подачей заявления в банк важно предпринять попытки урегулировать спор самостоятельно напрямую с другой стороной.

Даже если Вы не получите никакой обратной связи, у Вас на руках будут дополнительные «козыри» — копии писем, скриншоты электронной переписки, распечатка звонков, квитанции об отправке бумажных писем на адрес, указанный на официальном сайте компании и пр.

Шаг 2. Подача заявления

Вместе со всеми документами подаем в банк письменное заявление. Учреждение может иметь специальный фирменный бланк для чарджбека, при его отсутствии форма написания будет свободной.

В заявлении указываются следующие данные:

  • Реквизиты карточного счета.
  • Номер транзакции и ее дата.
  • Сумма для возвращения.
  • Основания для инициирования процедуры, суть проблемы.
  • Опись приложенных доказательств.
  • Контактные данные заявителя.

Подать заявление можно лично, через представителя по доверенности, а также с помощью профессионального посредника – юриста, либо специалиста профильной компании.

Важно! Проследите за тем, чтобы Ваше заявление было зарегистрировано, а на руки выдали данные, по которым Вы сможете отслеживать ход процесса.

К предыдущему замечанию следует отнестись внимательно. Банки не заинтересованы в неоплачиваемой работе, ведь через чарджбек деньги будут возвращены заявителю, а не банку. Для учреждения это лишняя волокита.

По этой причине заявление может просто «затеряться».

Еще одна сложность: не все банки лояльно относятся к процедуре Chargeback, и не все сотрудники знают о ее существовании, а потому в услуге могут отказать.

Шаг 3. Что делать, если пришел отказ

После того как заявление вместе с документами было подано в банк, остается ждать ответа. Решение придет в письменном виде и будет сопровождаться объяснением причин и комментариями ответчика.

Если требование о возврате денежного перевода не было удовлетворено, у Вас будет 45 дней для подачи заявления на повторное рассмотрение чарджбека. За это время можно собрать дополнительные доказательства и лучше продумать формулировку обращения.

Прежде чем снова отправляться в банк, внимательно прочтите объяснения, которые были даны в отказном письме. Возможно, доводы ответчика оказались объективно убедительнее Ваших.

К примеру, если Вы проиграли все деньги на форексе, лично приобретая те или иные активы, то брокер Вам ничего не должен.

Так или иначе, даже перед тем как в первый раз требовать в банке чарджбек, я бы рекомендовал сначала проконсультироваться с грамотным юристом, который изучит подробности ситуации и скажет, есть ли вообще шансы вернуть средства и стоит ли «игра свеч».

В качестве последней инстанции можно рассматривать суд. Если в ходе повторного рассмотрения чарджбека платежная система вынесла отрицательное решение, но Вы полностью уверены в своей правоте, можно попробовать инициировать судебное разбирательство.

Что делать, если в банке отказались принять заявление

Как я уже ранее отметил, такие случаи не редкость. Здесь важно помнить, что прием заявления на Chargeback – это обязанность банка, а не его право.

Банк сотрудничает с МПС и принимает ее условия, а значит нарушение правил грозит ему определенными санкциями. Отказать в регистрации заявления сотрудники банковского учреждения могут только в следующих случаях:

  • Превышены минимально допустимые сроки подачи обращения.
  • Заявление составлено некорректно.
  • Доказательная база недостаточна для инициации процедуры.

Если вышеперечисленные условия соблюдены, а в приеме заявления все равно отказывают, нужно потребовать от сотрудника письменного объяснения с обоснованием причин отказа.

Также можно отправить заявление заказным письмом с уведомлением, подать официальный запрос с требованием отреагировать и предоставить обратную связь.

Получив от банка официальный отказ в регистрации заявления, можно отправить его вместе с жалобой руководителю филиала, в ЦБ или оператору платежной системы.

В крайнем случае можно подать исковое заявление о нарушении прав потребителя, затребовав возмещения морального ущерба.

Осторожно, посредники!

На сегодняшний день истории известны как удачные попытки вернуть деньги черед чарджбек, так и не увенчавшиеся успехом. Последних в разы больше. Сложилась и своя судебная практика.

Кроме того, появились компании, предлагающие услуги по оспариванию банковских транзакций с помощью Chargeback и даже гарантирующие 100%-ый результат.

Обычно такие фирмы обещают вернуть деньги пострадавшим от брокеров и букмекеров. Логика работы подобных компаний следующая: раз человек потерял деньги, значит связался с мошенниками, а раз так, то банк обязан вернуть средства через чарджбек.

Вот только Chargeback работает по-иному:

  1. Во-первых, решение о возврате денег принимает не фирма-посредник, а платежная система, банк или суд. Поэтому никаких гарантий возврата компания дать не может.
  2. Во-вторых, не всякий брокер равно мошенник. Если человек проиграл деньги, это только его ответственность. К тому же при заключении договора брокер предупреждает клиента о рисках, с которыми потенциальный инвестор соглашается, подписывая документ. А значит в таких условиях крайне сложно убедить банк в справедливости своего требования об отмене транзакции.

Какие услуги на самом деле предлагают компании, специализирующиеся на проведении чарджбека? Чаще всего в перечне указаны обтекаемые формулировки вроде «информационное сопровождение», «аналитическая работа» или «консультирование».

Из реальных действий можно найти разве что подачу обращения в банк. Ни сбор доказательств, ни тем более участие в принятии решения о возврате денег в услуги таких фирм не входит.

По сути, если инициация чарджбека с привлечением профессионального посредника не даст желаемых плодов, данной фирме будет нечего предъявить. Заявление подано, консультация проведена, а значит клиенту ничего не должны.

Причем, стоит отметить, что расходы за рассмотрение дела о Chargeback в случае отказа в удовлетворении ложатся на плечи заявителя.

Получается, что помимо потерянных денег и оплаты услуг посреднику — пострадавшему придется еще оплачивать комиссии и штрафы за проигранный процесс.

Вместо заключения

Если Вы попали на удочку мошенников и потеряли деньги, можно попробовать вернуть их с помощью процедуры Chargeback. Чтобы иметь хоть какие-то шансы, важно собрать действительно крепкую доказательную базу.

В заявлении в банк лучше не указывать формулировку «мошенничество», иначе Вас отправят в полицию. Лучше пишите «неоказание услуг» или «услуги недостаточного качества».

Если в договоре с брокером был указан пункт о рисках потери денег, бессильным может оказаться даже суд.

Обратившись к посредникам, Вы не увеличите шансы на успех. Компания напишет от Вашего имени обращение в банк, что Вы можете сделать и самостоятельно.

Собирать документы придется в любом случае Вам. Посреднические фирмы это понимают и поэтому в договоре часто можно увидеть только «консультация», «аналитические и информационные услуги».

Если Вы хотите сами инициировать Chargeback, проконсультируйтесь с юристом. Он поможет оценить риски и шансы на успех.

Благодарю Вас за внимание и надеюсь, что статья оказалась полезной. Подписывайтесь на обновления и делитесь материалом с друзьями в социальных сетях.

Всем профита!

Читайте также: 
Комментарии к статье: 0
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.