Всем привет! Сегодня мы поговорим о таком понятии, как чарджбэк: что это такое, где и как он применяется.
Наверняка многие из Вас уже не раз слышали об этом термине, а кому-то, возможно, уже приходилось пользоваться этой процедурой, ведь инвестирование всегда сопряжено с определенными рисками.
Если Вы работаете с финансовыми рынками, то уже знаете, что кроме торговых рисков всегда присутствуют и неторговые. Такие риски особенно присущи, различного рода, высокодоходным проектам или хайпам, которые предполагают возможность скама и полную потерю вложенных денег.
Также неторговые риски присутствуют при инвестировании в сомнительные компании или использовании услуг брокеров мошенников.
В том и другом случае есть возможность вернуть утраченные средства с помощью чарджбека, при условии, что деньги были переведены в компанию банковским переводом.
Теперь подробнее.
Что такое чарджбек
Чарджбек (в переводе с англ. «chargeback» — возвратный платеж) — это процесс отмены платежа и возврата денежных средств на основании правил, предусмотренных международными платежными системами.
Читайте также:
Данную процедуру инициирует банк по заявлению официального владельца банковской карты. Но иногда банк и сам может начать данный процесс, например, если платеж прошел по несуществующей карте.
Есть некоторые подводные камни, которые мешают многим трейдерам или инвесторам успешно реализовать свое законное право на возврат средств, поэтому, как правило процедура занимает достаточно много времени и не всегда бывает успешной.
К тому же, платежные системы не приветствуют подобную практику, а на банки эквайеры накладываются штрафы ввиду обслуживания ненадежных компаний с частыми процедурами возврата.
Чарджбэк может быть и оспорен, поэтому, по статистике, лишь в 20% случаев процедура заканчивается успехом и деньги возвращаются владельцу. Также стоит иметь в виду, что мошенническая схема, при которой лицо попытается вернуть деньги за реально полученный товар или услугу, практически невозможна, т.к. платежные системы предусматривают хорошую степень защиты и для продавцов.
Возврат может быть осуществлен в следующих случаях:
- Товар или предоставленная услуга не соответствует своему описанию;
- Товар или услуга не предоставлены вовсе;
- Списание денежных средств произошло на сумму, которая отличается от стоимости покупки;
- Произошло списание денежных средств за покупку, которую держатель карты не осуществлял;
- При возникновении технических проблем. Например: ошибка в реквизитах или повторное списание денежных средств.
Как осуществляется возврат
В процессе возврата участниками процедуры являются две стороны:
- владелец карты, с которой был осуществлен перевод, и, соответственно, его банк эмитент;
- продавец или ответчик с его банком эквайером.
Чарджбек имеет определенные ограничения:
- для карт Viza — это срок 180 дней;
- для MasterCard — до 120 дней.
Максимальный срок для осуществления возврата не должен превышать 540 дней после осуществления перевода. Для держателей карт Мир — 360 дней.
Чтобы начать процесс держателю необходимо обратиться в свой банк, который выпустил карту, и подать заявление для возврата платежа.
Образец заявления можно скачать по этой ссылке.
В заявлении необходимо указать следующую информацию:
- дата и номер транзакции;
- доказательства, которые подтверждают необходимость возврата (опротестования платежа). Это может быть договор на оказание услуг, скрины покупки товара, переписки, фотографии, сообщения смс и т.д., вобщем все, что может подтвердить недобросовестность продавца (второй стороны).
В платежной системе Виза чарджбэк на основании не оказанной услуги имеет код 2430, в МастерКард — 4855. Их необходимо также указать в заявлении.
После сбора необходимых документов и составления заявления, все это надо предоставить в банк и зарегистрировать.
Если все составлено правильно и причины инициации чарджбека не вызывают никаких сомнений, то банк зарегистрирует заявление и передаст его уже в платежные системы, которые, непосредственно, и начинают процедуру возврата после проведения своей экспертизы.
Информация от платежных систем далее передается в банк получателя платежа, который связывается с продавцом товара или услуги.
Продавец, он же в данном случае ответчик, в 30- дневный срок должен доказать свою невиновность и безосновательность предъявляемых к нему претензий.
Если он не предпринимает никаких действий или приведенные им аргументы банк посчитает не удовлетворительными, то информация об этом передается в МПС (международные платежные системы Viza, MasterCard, МИР), который дает распоряжение банку эмитенту осуществить чарджбек, т.е. вернуть средства.
При этом, сумма перевода снимается со счета ответчика принудительно и возвращается покупателю (плательщику).
Пошаговая инструкция по возврату
В случае инициации чарджбека от компании мошенника или брокера по коду «Услуга не оказана», необходимо иметь на руках подписанный обеими сторонами договор и «Регламент обработки и исполнения распоряжений клиентов», т.к. основанием для подачи заявления на возврат будет нарушение определенных пунктов данных документов.
Дальнейший порядок действий:
- В своем банке необходимо запросить выписку по операции, которую и предстоит опротестовать. Также необходимо запросить актуальную форму заявления МПС на возврат (чарджбек);
- Запросить выписку с банка получателя платежа с подтверждением о получении им денежных средств;
- У брокера необходимо закрыть все счета и оформить заявку на вывод денег. После того, как пройдут все регламентированные сроки этих заявок — делаем скрин своего личного кабинета с просроченными заявками на вывод;
- Отправить письмо о расторжении Договора с требованием возврата денежных средств за не оказанные услуги. Ждем 3 дня и если ответа не приходит — готовим документы для запуска процедуры чарджбека;
- Все копии необходимых документов заверяем у нотариуса: это договор, регламент, выписки из банка отправителя и получателя платежа, официальная информация с сайта, доказательство нарушения условий со своего личного кабинета, письмо о расторжении договора, скрины переписки с компанией и заявление на чарджбэк по форме Международных платежных систем.
- Подготавливаем заявление на возврат в свой банк по стандартной форме и вместе с подготовленными и заверенными документами предоставляем в банк. Получаем отметку о том, что документы официально приняты и зарегистрированы банком;
- Через 30-60 дней должен поступить ответ и если было принято положительное решение о возврате — средства поступят на Ваш счет. Если решение окажется отрицательным — банк предоставит причины отказа.
По статистике две трети случаев инициации чарджбека заканчиваются успешно. Но при отрицательном решении банка у покупателя (инвестора) есть еще некоторые варианты решения проблемы:
- Внимательно ознакамливаемся с причинами и текстом отказа. Если Вы увидите в причинах отказа лишь формальную отписку, то можно подать официальную жалобу в банк.
- Еще один способ обратить на себя пристальное внимание и добиться справедливости — оставить комментарий (или несколько) на одним из популярных сайтов, например на banki.ru. Как правило, все банки тщательно следят за своей репутацией и скорее всего незамедлительно примут определенные меры, что бы Вам все-таки помочь;
- Также можно оставить жалобу в головном отделении Вашего банка, или же обратиться непосредственно в Международную платежную систему Виза или МастерКард;
- Наиболее кардинальным решением станет жалоба в Центральный банк России.
По факту, чарджбек — это последняя и порой единственная возможность вернуть свои деньги. Хоть вероятность и не большая в успешном завершении процедуры возврата, но она есть и это главное.
Надеюсь, у Вас не возникнет необходимости в чарджбеке. Но если уж наткнулись на недобросовестного контрагента или мошенническую компанию — надо обязательно попытаться запустить этот процесс.
При возникновении трудностей в осуществлении процедуры чарджбека или нехватки на это времени, можно попробовать доверить этот процесс профессионалам за определенное комиссионное вознаграждение. Но стоит помнить, что 100% гарантии успешного исхода дела и возврата денег Вам никто не даст.
На сегодня это все. К данной теме в ближайшее время мы еще вернемся.
Всем удачи и до скорой встречи!
Здравствуйте, Александр! С интересом познакомилась со статьёй. Я не знала, что возможен возврат денег. Но при этом столько ограничений и преград нужно преодолеть, чтобы этот процесс завершился благополучно. Сразу всё не осилить( порядок того, как это грамотно нужно сделать), нужно серьёзно вникать в сущность вопроса. Мне кажется, что без профессионального человека в этом вопросе, самостоятельно с этим справится невозможно. Благодарю за информацию. С уважением, Анна.