Всем привет! На рынке труда профессия пиар-менеджера относительно новая. Официально она была утверждена на законодательном уровне только в 2003 году и получила название «Специалист по связям с общественностью».
Сегодня я расскажу, чем занимается такой специалист, а также постараюсь ответить на частый вопрос пользователей – как стать хорошим PR менеджером и много зарабатывать.
О профессии
В переводе с английского PR, или public relations, означает «связи с общественностью». PR-менеджер – это англицизм, который используется при упоминании данной профессии чаще всего. В узких кругах таких специалистов могут называть пиарщиками.
Официальное название профессии, как я уже озвучил, это специалист по связям с общественностью.
Кто такой PR-менеджер? Это специалист, который занимается пиаром, рекламой, созданием репутации целой компании, бренда или отдельной личности.
Пиарщики нужны везде и всем – политикам, бизнесменам, звездам шоу-бизнеса, коммерческим организациям, отдельным продуктам.
Такие менеджеры просто незаменимы застройщикам и продавцам недвижимости, в сфере производства автомобилей, техники, медицинских препаратов, в банковском секторе и в любом крупном и среднем бизнесе, где репутация имеет первостепенное значение, а негатив в СМИ может вылиться в многомиллионные убытки.
Пиарщики создают положительный портрет своего клиента в глазах зрителей, поклонников, потенциальных покупателей, избирателей, спонсоров и т.п.
Читайте также:
Профессиональный пиарщик считается специалистом очень широкого профиля. Для достижения своих задач он должен обладать определенными знаниями в маркетинге, психологии, рекламе, дизайне, журналистике и других областях.
Что входит в его обязанности
В классическом варианте PR-специалист несет ответственность за следующие вопросы:
- Формирование и поддержка положительного имиджа заказчика, разработка пиар-стратегии, ее реализация и контроль за осуществлением.
- Подготовка и рассылка пресс-релизов по СМИ.
- Обеспечение взаимодействия со СМИ, планирование интервью.
- Проведение конференций, выступление на различных мероприятиях от лица своего клиента.
- Взаимодействие с населением, государственными структурами и другой целевой аудиторией в зависимости от специфики заказчика. Повышение лояльности целевой аудитории и причастных организаций.
- Предоставление отчетов клиенту.
Чтобы не допускать ошибок, пиар-менеджер должен досконально изучить профиль деятельности своего заказчика.
Ему необходимо быть в курсе не только текущего положения дел, но и перспектив, целей, планов, в реализации которых ему также придется принимать участие.
Чтобы эффективно управлять репутацией клиента, важно также уметь делать следующее:
- работать с негативом, который может угрожать репутации;
- мониторить конкурентов;
- изучать общественное мнение и оказывать на него влияние;
- прогнозировать эффективность своей стратегии и просчитывать риски.
Создание положительного имиджа – это долгая и кропотливая работа, которая может длиться и поддерживаться годами. Об этом стоит помнить всем новичкам, которые планируют связать свою жизнь с данной профессией.
Типы PR-кампаний
В зависимости от специфики деятельности клиента бывает много разных видов пиар-стратегий. Самая популярная классификация – разделение по цветам. Рассмотрим несколько наиболее известных:
- Белый пиар. Когда в СМИ распространяется только правдивая информация, на основе которой формируется образ организации.
- Черный. Представляет собой осознанное распространение ложных сведений и компроматов. Негативный имидж тоже бывает нужным. Кроме того, таким образом часто устраняют конкурентов.
- Серый. Распространение правдивой информации без указания источника. Такой тип пиара может подорвать доверие публики.
- Желтый. Здесь главное эпатировать целевую аудиторию. В ход идет все – скандалы, расследования, провокации, сенсации.
- Розовый. Направлен на то, чтобы выставить компанию или определенную личность в выгодном свете за счет выдуманных трогательных историй и легенд.
Какими качествами должен обладать пиарщик
В первую очередь это:
- креативность;
- харизматичность;
- активность;
- коммуникабельность;
- грамотная устная и письменная речь;
- инициативность;
- стрессоустойчивость;
- дипломатичность;
- пунктуальность.
Пиар-менеджер обязан хорошо выглядеть, иметь презентабельный вид, чтобы производить хорошее впечатление.
Главным образом, хороший пиарщик – это креативный пиарщик. Можно написать грамотный, но сухой и не цепляющий текст. А можно внести в материал творчества, добавить «перца» и наблюдать за успехом проведенной акции.
Также важна отлично поставленная речь, поскольку специалисту приходится общаться с большим количеством людей.
Внимательность и пунктуальность также лишними не будут. Ведь какой толк от пиарщика, если он постоянно опаздывает и все теряет.
Позитив и доброжелательность – еще одни важные составляющие пиар-менеджера. Важно создать хорошую репутацию не только клиенту, но и себе самому.
Сколько получает
Заработок PR-менеджера, впрочем, как и почти любого другого специалиста, зависит от нескольких факторов:
- опыт;
- профессиональные навыки;
- личностные качества.
Но именно последний пункт иногда решает даже больше, чем опыт и умения.
Человек может несколько лет проработать в небольшой компании универсальным пиарщиком, выполняющим функции и маркетолога, и пресс-секретаря, и личного помощника руководителя, но так и не научиться вести качественную и эффективную пиар-деятельность.
Другой сценарий: выпускник университета устраивается в PR-агентство, активно интересуется всеми тонкостями практики, внедряется в среду и спустя пару лет претендует на должность руководителя PR-отдела в крупной компании, политической партии или другой организации.
Таким образом, при одинаковом стаже уровень заработка будет кардинально отличаться.
Приведу конкретные цифры:
- Ассистент PR-специалиста в Москве – от 40 тысяч рублей.
- В регионах начинающий специалист может получать от 15 тысяч рублей и выше.
- Средний заработок в должности менеджера в столице – от 80 тысяч рублей + премии за достигнутые результаты.
PR-специалистом можно работать и на фрилансе, получая договорную заработную плату. Здесь будет все зависеть от конкретного проекта и компании, в которую удастся устроиться.
Потолка заработка особо нет – можно зарабатывать 100-200 тысяч рублей и выше.
Пиарщик – это одна из профессий, где нельзя узнать абсолютно все и остаться на месте. Необходимо постоянно обучаться, повышать свои навыки, мониторить последние тенденции.
Новичкам, как правило, какое-то время приходится работать не за зарплату, а за опыт, методики, технологии. Кстати, из PR-сферы можно легко сменить направление и уйти, к примеру, в продажи или рекламу.
Плюсы и минусы профессии
Достоинства:
- Возможность выйти на достойную оплату труда.
- Востребованность.
- Реализация творческого потенциала, личностный рост.
- Общение с интересными людьми, публичность, наработка полезных связей.
- Карьерные перспективы.
- Возможность работать удаленно.
Среди недостатков можно выделить:
- Высокая конкуренция.
- Ненормированный рабочий день.
- Расхождения в понимании заказчиков специфики работы менеджеров.
- Необходимость умения продавать свои услуги и продвигать клиента.
- Высокая ответственность и эмоциональные нагрузки.
Где обучиться
Профессия пиар-менеджера обычно предполагает наличие высшего образования. Получить специальность «реклама и связи с общественностью» можно во многих вузах страны, а также в онлайн-университетах.
При поступлении в вузы студентам чаще всего требуется сдача трех гуманитарных предметов:
- Русского языка.
- Истории.
- Обществознания.
Неплохим подспорьем будет знание иностранного языка. Многие работодатели делают акцент именно на этом навыке.
Есть и более срочный способ получить образование – пройти курсы. Вот несколько вариантов:
- «PR в digital» от Нетологии (netology.ru/programs/digital-pr).
- «Онлайн— курс PR- менеджера» от Hedu (irs.academy/kurs_po_pr).
- «Факультет PR в Fashion- индустрии» от GeekBrains (geekbrains.ru/geek_university/pr-management).
- «Профессия PR- менеджер» от Skillbox (skillbox.ru/course/profession-pr-manager) и «Управление репутацией бренда в сети» от этого же университета (skillbox.ru/course/reputation).
Это более экономично и по цене, и по времени. Можно обучаться в любом удобном режиме у себя дома.
Но стоит помнить, что при трудоустройстве приоритетом будут именно Ваши навыки, а не корочки.
Заключение
При желании стать пиар-специалистом важно понимать, что в этой нише очень высокая конкуренция. Вы должны быть готовы к сверхурочной рабочей деятельности, невысокой зарплате на старте карьеры и к тому, что часто клиенты не будут понимать, чем Вы реально должны заниматься.
Но если все это Вас не смущает, перспективы могут быть огромными. Здесь всегда есть, куда развиваться и расти. Вы можете работать не только в штате компании, но и сами на себя, а значит и самостоятельно регулировать свой доход.
На сегодня это все. Благодарю за внимание и рекомендую подписаться на обновления, чтобы не пропустить новые полезные и актуальные публикации.
Всем успехов!
Интересная профессия, раньше мечтала стать PR менеджер, но потом решила что все де не мое, мне больше нравится свободные професии