Привет, друзья. Сегодня обсудим что такое бюрократия простыми словами, зачем она нужна и всегда ли это понятие носит отрицательный характер.
О понятии
«Бюрократия» происходит от французского bureau «бюро, канцелярия» + греческого кράτος «господство, власть». Если переводить дословно, то получается – власть, или господство канцелярии. Иными словами, власть людей, находящихся во главе административных органов и отдающих полномочия в форме приказов, распоряжений, указаний и т.п.
Бюрократия представляет собой систему управления, которая осуществляется с помощью аппарата, стоящего над обществом. Она подразумевает особый систематизированный порядок получения услуг населением от государственных и иных организаций.
Если «переводить» на человеческий язык, то бюрократия – это система, основанная на документировании: каждое действие должно быть оформлено официально с помощью справок, выписок, договоров, соглашений и прочих документов.
Все это нужно для того, чтобы любой человек в последствии мог доказать свою правоту в том или ином вопросе в случае возникновения спорных ситуаций.
Несмотря на то что сам термин появился только к середине 18 века, истоки зарождения концепции этой системы идут со времен появления письменности.
Выходит, что зачатки бюрократизма были уже в Древнем Египте, Древнем Китае, Римской империи. В России родоначальником бюрократии считают Петра I.
В чем отличие от демократии
Если бюрократия – это власть канцелярии, то демократия в переводе с греческого δῆμος «народ» + κράτος «власть» — власть народа.
Демократия – это политическая система, в основе которой находится метод общего, коллективного принятия решений и равного влияния на внутренние процессы государства.
Читайте также:
Демократию характеризуют несколько отличительных признаков:
- Лидеры назначаются народом путем честных выборов.
- Народ – единственный законный источник власти.
- Самоуправление происходит для общего блага и в интересах самого общества.
По большому счету сравнивать демократию и бюрократию не совсем корректно.
Демократия – это форма правления, а бюрократия редко выступает как самостоятельная форма правления и ее элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в других формах – например, диктатуре.
Какова роль бюрократии
Мы привыкли слышать в слове бюрократия негативный подтекст. Но основная функция аппарата – администрирование процессов.
Такой аппарат носит название бюрократического, а люди, работающие в нем, называются бюрократами. Как видите, в самом слове нет ничего ругательного и обидного.
Еще одна роль бюрократии состоит в искоренении несправедливости. Приведу обычный пример из жизни.
Некий гражданин принес в соответствующее учреждение медицинское заключение о том, что он является инвалидом. Ему назначается пособие, но в скором времени выясняется, что справка оказалась поддельной и социальные деньги получал фактически мошенник.
Чтобы восстановить справедливость, достаточно найти медзаключение и человека, который его выдал. По итогу оба соучастника рискуют получить серьезный штраф.
Виды
В зависимости от специфики организации деятельности принято выделять 3 вида бюрократии:
- Классическая. Подразумевает, что управленческие функции строго выполняются, а во главе аппарата стоит грамотный управленец. Примером такой формы является организация в каком-нибудь министерстве, где есть министр, ниже стоят его заместители, далее – рядовые сотрудники. Чтобы решить тот или иной вопрос, необходимо пройти все иерархические стадии его одобрения. Минус такого администрирования – соблюдение формы ради формы. Пока служащий отправляет запрос вышестоящему лицу, а тот – еще более вышестоящему, изначальная задача может стать неактуальной.
- Профессиональная. Данная форма предполагает, что во главе стоит все же профессионал своего дела, который может не только хорошо перенаправлять полномочия, но и решать конкретные вопросы в рамках своей компетенции. Пример данной формы – медицинское или образовательное учреждение. Директор школы является профессионалом своего дела, он может компетентно контролировать работу преподавателей, а также решать ряд определенных вопросов самостоятельно. Минус такой формы бюрократии — в высоких затратах на обучение профподготовки кадров.
- Адхократия. Гибкая система, обычно создается специально для конкретного единичного проекта узкой специализации. Здесь нет четкой иерархии, низы могут также успешно решать вопросы не хуже своих верхов. Формализм присутствует минимальный, а потому поставленные задачи решаются оперативно, реакция на внешние изменения происходит быстро. Пример такой формы бюрократии – научно-исследовательский институт или юридическая фирма.
Недостатки бюрократии
Их несколько.
- Во-первых, это то самое «форма ради формы». Бумаг бывает слишком много. Иногда такая волокита создается только для имитации активной деятельности тех или иных работников. Верхи отчитываются еще более крупным верхам о том, что они трудятся в поте лица своего и передают кучу отчетностей, которые чаще всего готовят мелкие сотрудники. Яркий пример – рядовые врачи и учителя. Вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, они заполняют бумажки для отчетностей.
- Второе – необходимость долго и муторно ходить по инстанциям, собирать кипу документов, стоять в очереди, ждать, пока будут готовы предыдущие документы, чтобы заказать на их основании следующие. В итоге проблемы, которые требуют немедленного решения, затягиваются надолго. Иногда бюрократические препоны доходят до абсурда: к примеру, до сих пор есть такая практика, где инвалиды ежегодно обязаны доказывать, что они инвалиды, чтобы им не отменили пенсию и выдачу лекарств. Вряд ли люди с ампутацией конечности или страдающие сахарным диабетом в восторге от данной стороны бюрократии.
- Еще один недостаток – коррупция. Порой нам предлагают заплатить за более оперативное реагирование. Да что скрывать, часто нам самим проще заплатить за ту или иную бумажку, нежели стоять в очереди или ждать неделями изготовления документа. Из-за такой строгой иерархии бывает сложно решать вопросы: низы не вправе действовать, поскольку не уполномочены в этом, а до верхов не достучаться.
Может ли быть бюрократия идеальной
Понятие бюрократии как части администрирования и служения во благо народу начало рассматриваться лишь в 20 веке с подачи Макса Вебера – немецкого экономиста и социолога.
Он считал бюрократию идеальным инструментом управления и назвал общие принципы, при соблюдении которых бюрократия действительно может быть положительной:
- Наличие иерархической структуры, где нижестоящие сотрудники подчиняется вышестоящим. При этом приказы отдаются сверху вниз.
- Бюрократия подчиняется законной власти.
- Каждый работник, находящийся внутри бюрократической системы, несет ответственность за свои действия и действия нижестоящих сотрудников.
- Каждый сотрудник решает те вопросы, в которых он компетентен.
- Присутствуют законные правила и нормы, которым подчиняется вся иерархия, т.е. действия всего аппарата регламентированы определенной должностной инструкцией.
По сути если бы любой бюрократический аппарат подчинялся вот таким правилам, то наверняка бюрократия и была бы «хорошей» и работала на благо общества. Но поскольку всегда имеет место человеческий фактор, даже самый идеальный инструмент превращается в тормоз.
Заключение
Канцелярское управление характерно для всех без исключения ветвей власти. Свести на нет бюрократию невозможно – все же она гарантирует соблюдение порядка и в отдельных случаях работает на благо справедливости.
В то же время, все развитые государства стремятся минимизировать бумажные проволочки, постепенно исключая из администрирования принцип «форма ради формы».
На этом у меня все. Если есть желание подискутировать на заданную тему, буду рад Вашим комментариям.
Может захотите поделиться опытом, в котором Вы сталкивались с бюрократическим аппаратом.
Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых полезных публикаций.
До скорого!