Что такое бюрократия: формы, характеристики и отличие от демократии

Лого investbro.ru

Привет, друзья. Сегодня обсудим что такое бюрократия простыми словами, зачем она нужна и всегда ли это понятие носит отрицательный характер.

О понятии

«Бюрократия» происходит от французского bureau «бюро, канцелярия» + греческого кράτος «господство, власть». Если переводить дословно, то получается – власть, или господство канцелярии. Иными словами, власть людей, находящихся во главе административных органов и отдающих полномочия в форме приказов, распоряжений, указаний и т.п.

Бюрократия представляет собой систему управления, которая осуществляется с помощью аппарата, стоящего над обществом. Она подразумевает особый систематизированный порядок получения услуг населением от государственных и иных организаций.

Если «переводить» на человеческий язык, то бюрократия – это система, основанная на документировании: каждое действие должно быть оформлено официально с помощью справок, выписок, договоров, соглашений и прочих документов.

Все это нужно для того, чтобы любой человек в последствии мог доказать свою правоту в том или ином вопросе в случае возникновения спорных ситуаций.

Несмотря на то что сам термин появился только к середине 18 века, истоки зарождения концепции этой системы идут со времен появления письменности.

Выходит, что зачатки бюрократизма были уже в Древнем Египте, Древнем Китае, Римской империи. В России родоначальником бюрократии считают Петра I.

В чем отличие от демократии

Если бюрократия – это власть канцелярии, то демократия в переводе с греческого δῆμος «народ» + κράτος «власть» — власть народа.

Демократия – это политическая система, в основе которой находится метод общего, коллективного принятия решений и равного влияния на внутренние процессы государства.

Читайте также:

Демократию характеризуют несколько отличительных признаков:

  • Лидеры назначаются народом путем честных выборов.
  • Народ – единственный законный источник власти.
  • Самоуправление происходит для общего блага и в интересах самого общества.

По большому счету сравнивать демократию и бюрократию не совсем корректно.

Демократия – это форма правления, а бюрократия редко выступает как самостоятельная форма правления и ее элементы могут прослеживаться как в демократии, так и в других формах – например, диктатуре.

Какова роль бюрократии

Мы привыкли слышать в слове бюрократия негативный подтекст. Но основная функция аппарата – администрирование процессов.

Такой аппарат носит название бюрократического, а люди, работающие в нем, называются бюрократами. Как видите, в самом слове нет ничего ругательного и обидного.

Еще одна роль бюрократии состоит в искоренении несправедливости. Приведу обычный пример из жизни.

Некий гражданин принес в соответствующее учреждение медицинское заключение о том, что он является инвалидом. Ему назначается пособие, но в скором времени выясняется, что справка оказалась поддельной и социальные деньги получал фактически мошенник.

Чтобы восстановить справедливость, достаточно найти медзаключение и человека, который его выдал. По итогу оба соучастника рискуют получить серьезный штраф.

Виды

В зависимости от специфики организации деятельности принято выделять 3 вида бюрократии:

  1. Классическая. Подразумевает, что управленческие функции строго выполняются, а во главе аппарата стоит грамотный управленец. Примером такой формы является организация в каком-нибудь министерстве, где есть министр, ниже стоят его заместители, далее – рядовые сотрудники. Чтобы решить тот или иной вопрос, необходимо пройти все иерархические стадии его одобрения. Минус такого администрирования – соблюдение формы ради формы. Пока служащий отправляет запрос вышестоящему лицу, а тот – еще более вышестоящему, изначальная задача может стать неактуальной.
  2. Профессиональная. Данная форма предполагает, что во главе стоит все же профессионал своего дела, который может не только хорошо перенаправлять полномочия, но и решать конкретные вопросы в рамках своей компетенции. Пример данной формы – медицинское или образовательное учреждение. Директор школы является профессионалом своего дела, он может компетентно контролировать работу преподавателей, а также решать ряд определенных вопросов самостоятельно. Минус такой формы бюрократии — в высоких затратах на обучение профподготовки кадров.
  3. Адхократия. Гибкая система, обычно создается специально для конкретного единичного проекта узкой специализации. Здесь нет четкой иерархии, низы могут также успешно решать вопросы не хуже своих верхов. Формализм присутствует минимальный, а потому поставленные задачи решаются оперативно, реакция на внешние изменения происходит быстро. Пример такой формы бюрократии – научно-исследовательский институт или юридическая фирма.

Недостатки бюрократии

Их несколько.

  1. Во-первых, это то самое «форма ради формы». Бумаг бывает слишком много. Иногда такая волокита создается только для имитации активной деятельности тех или иных работников. Верхи отчитываются еще более крупным верхам о том, что они трудятся в поте лица своего и передают кучу отчетностей, которые чаще всего готовят мелкие сотрудники. Яркий пример – рядовые врачи и учителя. Вместо того чтобы выполнять свои прямые обязанности, они заполняют бумажки для отчетностей.
  2. Второе – необходимость долго и муторно ходить по инстанциям, собирать кипу документов, стоять в очереди, ждать, пока будут готовы предыдущие документы, чтобы заказать на их основании следующие. В итоге проблемы, которые требуют немедленного решения, затягиваются надолго. Иногда бюрократические препоны доходят до абсурда: к примеру, до сих пор есть такая практика, где инвалиды ежегодно обязаны доказывать, что они инвалиды, чтобы им не отменили пенсию и выдачу лекарств. Вряд ли люди с ампутацией конечности или страдающие сахарным диабетом в восторге от данной стороны бюрократии.
  3. Еще один недостаток – коррупция. Порой нам предлагают заплатить за более оперативное реагирование. Да что скрывать, часто нам самим проще заплатить за ту или иную бумажку, нежели стоять в очереди или ждать неделями изготовления документа. Из-за такой строгой иерархии бывает сложно решать вопросы: низы не вправе действовать, поскольку не уполномочены в этом, а до верхов не достучаться.

Может ли быть бюрократия идеальной

Понятие бюрократии как части администрирования и служения во благо народу начало рассматриваться лишь в 20 веке с подачи Макса Вебера – немецкого экономиста и социолога.

Он считал бюрократию идеальным инструментом управления и назвал общие принципы, при соблюдении которых бюрократия действительно может быть положительной:

  • Наличие иерархической структуры, где нижестоящие сотрудники подчиняется вышестоящим. При этом приказы отдаются сверху вниз.
  • Бюрократия подчиняется законной власти.
  • Каждый работник, находящийся внутри бюрократической системы, несет ответственность за свои действия и действия нижестоящих сотрудников.
  • Каждый сотрудник решает те вопросы, в которых он компетентен.
  • Присутствуют законные правила и нормы, которым подчиняется вся иерархия, т.е. действия всего аппарата регламентированы определенной должностной инструкцией.

По сути если бы любой бюрократический аппарат подчинялся вот таким правилам, то наверняка бюрократия и была бы «хорошей» и работала на благо общества. Но поскольку всегда имеет место человеческий фактор, даже самый идеальный инструмент превращается в тормоз.

Заключение

Канцелярское управление характерно для всех без исключения ветвей власти. Свести на нет бюрократию невозможно – все же она гарантирует соблюдение порядка и в отдельных случаях работает на благо справедливости.

В то же время, все развитые государства стремятся минимизировать бумажные проволочки, постепенно исключая из администрирования принцип «форма ради формы».

На этом у меня все. Если есть желание подискутировать на заданную тему, буду рад Вашим комментариям.

Может захотите поделиться опытом, в котором Вы сталкивались с бюрократическим аппаратом.

Не забудьте подписаться на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых полезных публикаций.

До скорого!

Читайте также: 
Комментарии к статье: 0
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.