Всем привет! В 2021 — 2022 году криптогейминг пережил настоящий бум. Об играх на блокчейне, которые позволяют с минимальными вложениями зарабатывать токены или NFT-предметы, начали писать и обсуждать из каждого утюга.
Но какими бы ни были популярными P2E проекты, многие из них, по своей сути, являются пирамидами. И как в любой финансовой пирамиде, зашедшие в начале могут сорвать настоящий куш, а другие могут потерять значительную часть вложенных средств.
Сегодня мы поговорим о том, какие признаки могут говорить о недолговечности PlayToEarn: где искать и как выбрать лучший проект.
Есть ли игра
Стоит различать между собой проекты, у которых уже есть реально функционирующая игра, и те, кто только обещает, что она вот-вот появится в будущем.
Очень часто проекты создают красивый ролик-презентацию, который показывает, какой якобы будет игровой продукт. В итоге деньги с привлеченных пользователей собираются, а игра так и не запускается.
Либо запуск все-таки происходит, но игра не оправдывает ожиданий, из-за чего курс внутреннего токена падает почти в ноль, а NFT стоят намного дешевле сейла.
Бывает и так, что игра оказывается не такой уж плохой, но NFT после старта все равно существенно падает в цене.
Читайте также:
Взять для примера нашумевшую игру Illuvium.
Проект выпустил качественный, атмосферный промо-ролик, вошел во многие топы, но тем не менее курс токена демонстрирует не лучшие результаты: на пике своей популярности он доходил почти до 137 тысяч рублей, а сейчас (конец октября 2022 года) стоит меньше 4 тысяч.
Исходя из этого, совет: не покупайте токены и игровые NFT проекта, если игра еще не готова. Это все равно что вложиться в кота в мешке.
Сверхдоходность
Большинство проектов Gamefi сектора предлагают очень большую доходность. К примеру, проект StepN, где пользователи игры получали криптовалютные токены за бег или ходьбу, платил игрокам аж до 100 % ежемесячно.
А если те еще минтили NFT-кроссовки, доходность возрастала до 300 %. Первые, кто вошел в проект, отбивали свои вложения за считанные дни. Но продлилось все очень недолго.
Совет. Адекватная доходность в PlayToEarn играх – порядка 5-15 % в месяц. Такой уровень помогает обеспечивать стабильность и долговечность проекта. И чем ниже доходность, тем больше шансов на то, что игра протянет долго.
Ограниченная целевая аудитория
Некоторые P2E игры сложны для понимания широкой аудитории, либо в них нужно очень долго разбираться и поэтому играют в нее только самые фанатичные игроманы.
А поскольку чтобы выплачивать старым игрокам, нужны новые поступления денег, проект очень скоро может придти в упадок. Думаю, что такое может произойти с P2E проектом Age of Mars.
Отсюда рекомендация: выбирайте проекты с простыми играми, в которых легко разобраться и играть в них могли бы не только фанатики, но и обычные инвесторы.
Инвестиции фондов
Многие PlayToEarn проекты привлекают фонды и крупных инвесторов с именем для того, чтобы их иконка красовалась на сайте блокчейн-игры и тем самым вызывала больше доверия. Так, например, в тот же StepN предварительно вложились такие именитые платформы как Бинанс, Sequoia, Folius Ventures.
Казалось бы, убедительный аргумент чтобы инвестировать. Ведь крупнейшая криптобиржа Бинанс не станет вкладываться во что попало.
Но фишка тут вот в чем. Все эти фонды вкладываются в проект на совсем других условиях и покупают игровые токены в 10, а то и сотни раз дешевле, чем это потом предлагается игрокам.
Таким образом, еще до старта проекта создается гигантская финансовая нагрузка, которую потом вынуждены покрывать рядовые инвесторы, т.е. обычные игроки.
К примеру, если проект собрал на ранних раундах 10 млн долларов, продавая токены по цене 0,1 доллар, а на публичном сейле цена стала 1 доллар, то после запуска проект уже будет иметь нагрузку в 100 млн долларов.
А ведь еще нужно будет платить прибыль игрокам. Чаще всего после этого проекты долго не живут.
Поэтому совет такой. Крупные именитые фонды и адвайзеры в списках инвесторов – не повод вкладываться. Их присутствие говорит лишь о том, что они то точно заработают, а вот игроки станут донорами дли их прибыли.
Агрессивная реклама
Чаще всего игровые проекты начинают активно пиариться на старте. Но бывает так, что агрессивный маркетинг одолевает еще задолго до запуска. Получается, что проекта как такового еще нет, а о нем уже все знают и активно раскупаются токены и NFT.
И чем больше народа входит на самом старте, тем больше проекту нужно средств для выплат. Нагрузка увеличивается и проект обваливается.
Можно вспомнить проект Walken, который еще до старта активно пиарил Павел Воля. В результате токен начал проседать все больше и больше, а NFT торгуются за копейки.
Еще один маркер – слишком много подписчиков в Twitter и Discord. Это хорошо для обычных криптовалютных проектов, но не для игр на блокчейне.
Причина все в той же повышенной нагрузке.
Кроме того, подписчиков накручивают через аирдропы, что вредит токеномике и разгоняет инфляцию.
Вывод:
Лучше избегать проектов, шум вокруг которых начинается задолго до старта. Отдавайте предпочтение тем, которые запускаются без агрессивного маркетинга и плавно развиваются.
Кто стоит за проектом
Очень важный момент в настоящее время.
Многие проекты/компании позиционируют себя как международные. Но по факту это лишь ориентир, а корни из СНГ. А тут, как многие знают, скам за скамом.
Как проверить:
- смотрите ролики на ютубе, кто развивает проект;
- изучите биографию публичных лиц и руководства;
- проверьте откуда идет основной трафик на сайт через, например, similarweb.com.
Откуда идет прибыль
В идеале, компания должна получать доход не только от привлечения новых пользователей. Он может идти от:
- реклама на платформе;
- организация и участие в тематических мероприятиях, игровых событиях;
- продажа своих продуктов: игры, артефакты и др.;
- доход с комиссий при использовании своих площадок, маркетплейса и др.
Подводим итоги
В этой статье я привел максимально простые вещи, на которые стоит обращать внимание при выборе blockchain games для инвестирования. Тем не менее, это поможет Вам сразу отсеять большую часть проектов и сохранить свои деньги, а быть может и значительно приумножить.
Если Вы еще не подписаны на блог в Телеграме, рекомендую исправить это, потому что впереди еще много полезной и актуальной информации из мира криптовалюты и инвестиций.
Всем профита!