Что такое комплаенс контроль, для чего он нужен и как избежать проблем

Лого investbro.ru

Приветствую Вас, друзья. Сегодня мы разберем еще один термин, который может встретиться как в банковской сфере, так и в начале сотрудничества с зарубежной брокерской компанией.

Итак. Комплаенс контроль – что это простыми словами и для чего он нужен.

О понятии

В переводе с английского compliance означает «соответствие». Комплаенс контроль – это мониторинг, который проводится сотрудниками банков и брокерских компаний в целях проверки соответствия осуществляемых транзакций различным правилам, а именно:

  • требованиям законодательства;
  • внутренним нормам и требованиям;
  • отраслевым стандартам;
  • критериям этики.

Термин compliance появился на Западе в 1906 году и изначально был связан с регулированием деятельности фармацевтических компаний и организаций пищевой отрасли.

В нашей стране данное понятие начало распространяться лишь в 1999 году, когда появилось указание Центробанка с упоминанием слова «комплаенс».

У нас такая проверка является обязательной только для финансовых организаций, которые на законодательном уровне несут ответственность за противодействие отмыванию доходов.

Для чего нужен

Главная задача такого контроля в том, чтобы не допустить попадание в легальную систему денежных средств, полученных незаконным путем.

Когда клиент приходит в банк для заключения любого договора на обслуживание, в первую очередь сотрудники проводят идентификацию личности, проверяя паспорт и источники дохода.

Тем не менее это не отменяет необходимость дальнейшего контроля всех последующих операций и запросов дополнительных данных клиентов, если их транзакции по каким-то причинам покажутся подозрительными.

Деятельность, направленная на проверку такого соответствия, требует финансовых затрат и существенно замедляет работу с клиентом.

Компаниям приходится создавать специальные подразделения, нанимать сотрудников, которые проверяют документы, подтверждающие законность проводимых транзакций. Логично, что персоналу нужно платить, в то время как подразделение по факту не создает прибыль для компании.

Проверка данных также требует времени, что часто вызывает недовольство со стороны клиентов. Таким образом, финансовые организации рискуют потерять пользователей, которых утомили частые задержки в работе компании.

Читайте также:

И тем не менее, комплаенс контроль считается необходимой процедурой. Он нужен не только для фильтрации нелегальных источников доходов, но и для поддержания репутации финансовой организации.

Поэтому главная цель контролирующего подразделения состоит не в том, чтобы затруднить работу компании и затянуть операции клиентов, а в том, чтобы управлять рисками и избежать проблем с законом.

Влияние на обслуживание клиентов

Несмотря на многочисленные негативные отклики и скандальные случаи с участием наших соотечественников относительно комплаенс контроля, в России данная система по-прежнему остается лояльной. Придя в новый банк, клиент будет вынужден показать удостоверение личности, но на этом обязательные процедуры завершаются.

При регистрации в российской брокерской компании могут запросить данные о месте работы и уровне дохода, но при этом никаких документов не запросят.

За рубежом все иначе.

Если потенциальный клиент не предоставит хотя бы один из обязательных документов, ему могут отказать в сотрудничестве.

Сохранить репутацию для американской или европейской организации и не нарушить требования комплаенс контроля куда важнее, чем потерять одного клиента.

Но несмотря на многочисленные формальности, для клиентов это больше плюс, чем минус.

К примеру, если инвестор проходит регистрацию у зарубежного брокера, а тот ведет себя слишком лояльно, не требуя никаких лишних документов и подтверждений, это повод задуматься, а не мошенник ли перед ним.

Внимательное отношение к документам говорит о том, что компания ответственно подходит к анализу рисков и дорожит своей репутацией.

Если говорить о банковской сфере, то здесь есть несколько этапов, на которых можно столкнуться с тем, что организация заморозит транзакцию и попросит предъявить дополнительные документы:

  1. Открытие счета.
  2. Пополнение счета.
  3. Переводы третьим лицам.
  4. Поступления от третьих лиц.

Как Вы могли заметить, приостановка операции возможна не только банком отправителя, но и банком получателя. Как правило, на каждом из этих этапов речь идет о крупных суммах.

Разумеется, если Вы получаете перевод в пару тысяч рублей, ни о каком комплаенс контроле говорить не придется. А вот если Ваш бизнес ожидает солидную сумму от третьих лиц, стоит заранее уведомить банк о появлении нового делового партнера или источника дохода.

Чаще всего проблемы возникают при расчетах в долларах.

Если какая-либо транзакция показалась банку подозрительной, он вправе отказать в ее проведении, заморозить счет и передать данные в государственные органы.

Что делать чтобы не было проблем

Если речь идет о компаниях, то избежать проблем поможет правильная подготовка документации. Можно воспользоваться помощью профильных организаций, которые помогают проходить банковские проверки.

Физические лица реже сталкиваются с проблемами из-за комплаенс контроля. Но все же если речь идет о крупных суммах – от 10 тысяч долларов и выше – стоит быть внимательными.

В таком случае желательно еще до осуществления транзакции уведомить о ней свою финансовую организацию. При чем эту операцию придется обосновать документально, к примеру, предъявить договор о купли-продаже недвижимости или автомобиля, договор оказания услуг и пр.

А поскольку на проверку могут уйти недели, лучше позаботиться об этом заранее, особенно если перевод нужно осуществить к определенному сроку.

При заключении договора с зарубежной брокерской компанией помимо отсканированной копии паспорта нужно быть готовым подтвердить следующую информацию:

  • Фактическое проживание по адресу, указанному в договоре.
  • Трудоустройство.
  • Размер дохода.

Соответственно сумма пополнения брокерского счета не должна быть подозрительно высокой на фоне указанной заработной платы, иначе не избежать дополнительных проверок.

Даже если Вы долго копили «подушку безопасности» и решили вложить ее в инвестирование, могут возникнуть проблемы из-за сложностей с доказуемостью этого факта.

При этом палки в колеса могут вставлять и российские банки. Возможно, придется предъявить договор на открытие брокерского счета у зарубежной компании.

Подводя итоги, еще раз отмечу, что комплаенс контроль – это не специально созданное препятствие для клиентских транзакций, а метод защиты от рисков и сохранения деловой репутации компании.

Побочным эффектом такой защиты, увы, становится бумажная волокита и временные задержки транзакций.

На сегодня это все. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы первыми узнавать о выходе новых полезных публикаций.

До скорого!

Читайте также: 
Комментарии к статье: 1
  1. Картавцева Елена
    23 мая 2021 в 12:33

    Лично мне вряд ли придется столкнуться с проблемами из-за комплаенс контроля. В любом случае, спасибо за интересную информацию.

    Ответить
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.