Что такое филателия или как инвестировать в почтовые марки

Лого investbro.ru

Приветствую Вас, друзья. Филателия не входит в число топовых направлений инвестирования, а между тем это хобби может быть достаточно прибыльным бизнесом.

На рынок почтовых марок не влияют экономические кризисы, он не подвержен ни обвалам валют и котировок, ни инфляции.

Сегодня мы поговорим о том, какие особенности имеют инвестиции в почтовые марки, сколько на них можно заработать и с чего начать.

О понятии

Согласно Википедии, филателия – это область коллекционирования и изучения знаков почтовой оплаты, и иных филателических материалов.

Помимо марок объектами данного увлечения могут быть:

  • конверты;
  • почтовые карточки;
  • бланки;
  • открытки;
  • оттиски штемпелей;
  • телеграммы;
  • квитанции;
  • наклейки;
  • этикетки и пр.

Во времена Советского Союза филателия относилась к самому массовому виду коллекционирования, особенностью которого является неизбежное удорожание приобретаемых экземпляров.

Связано это с тем, что почтовые марки изначально имеют своим главным назначением подтверждение факта оплаты доставки корреспонденции. А поскольку подавляющая часть тиража наклеивается на конверты и открытки, цена остальных «уцелевших» экземпляров  начинает по умолчанию расти.

Коллекционер и инвестор: есть ли разница

Рассматривая филателию в качестве направления для извлечения материальной выгоды, важно исходить из модели поведения инвестора, а не коллекционера. Несмотря на то, что предмет для вложений один, подходы будут разными.

Для увлеченного коллекционера доход и возможности будущей реализации материалов будут вторичными, в то время как для инвестора эти факторы станут определяющими.

Филателисту важно собрать полную коллекцию, к примеру, марки определенной страны по годам или целую серию по той или иной теме и т.п.

Читайте также:

Механизм ценообразования в области филателии сложно спрогнозировать, а ориентироваться только лишь на тираж и число сохранившихся экземпляров нельзя.

Бывает так, что из всей серии всего 1-2 марки имеют реальную ценность, а остальные даже спустя много лет будут проданы за копейки.

Кроме того, определенный экземпляр в авторитетных каталогах может иметь среднюю биржевую/аукционную стоимость, учитывающую общий спрос и предложение на аукционах, в то время как конкретный коллекционер будет готов сильно переплатить за ту же марку, если ее не хватает до полной серии.

В России инвестирование в предметы филателии все еще считается экзотикой, при этом на Западе оно давно существует и показывает неплохую доходность. Всего в мире насчитывают более 50 млн. филателистов, принимающих активное участие в аукционах.

В подавляющем большинстве это платежеспособные люди зрелого возраста.

Не так давно основная масса увлекающихся почтовыми марками проживала в Америке, Англии и Германии, но в последнее десятилетие их перевесил «марочный бум» в Китае: в период упадка местного фондового рынка китайцы нашли себе новое занятие и создали ажиотаж вокруг почтовых марок, превратив филателию в своеобразный национальный спорт.

Власти КНР поддерживают данное увлечение, поскольку это помогает в изучении истории государства.

В Китае есть филателистические магазины, где проводятся биржевые торги и отслеживаются котировки марок. Наибольший интерес представляют серии до Мао Цзе Дуна.

Самый крупный коллекционный дом Stanley Gibbons, расположенный в Лондоне, занимается активным продвижением «китайских» портфелей и ежегодно публикует несколько индексов, составленных на основе стоимости самых рейтинговых коллекционных предметов, в том числе и марок.

Так индекс «China 200» содержит более двухсот самых популярных китайских марок и по темпам роста цен опережает даже фондовые рынки и золото.

За последние 10-12 лет доходность китайских почтовых марок выросла на 600 %.

С чего начать инвестирование

В первую очередь внимание следует обращать на ликвидные образцы, стоимость которых устойчиво растет и достаточно хорошо прогнозируется. В этом плане помогут консультации экспертов и специализированные каталоги.

Наиболее ликвидными являются китайские марки, а также продукты из США, Германии и Великобритании.

Среди отечественных образцов также можно найти редкие и дорогие, но они занимают более узкую нишу и спрос на них сложно предугадать.

С точки зрения инвестирования такие факторы, как наличие почтового штампа (гашения) или степень сохранности экземпляра не так важны как для человека, собирающего коллекцию:

  1. Во-первых, старинные марки, как правило, редко бывают в хорошем состоянии.
  2. Во-вторых, гашеные образцы могут оцениваться дороже чистых.

Для инвестора важно знать, что в будущем тот или иной образец можно будет продать по более высокой стоимости.

Надо отметить, что посещение филателистических клубов и покупка марок, которые популярны именно сегодня – занятие малоперспективное. Клубы закрываются, мода уходит.

Профессиональные инвесторы в сфере филателии рекомендуют следующий алгоритм:

  1. Выбрать коллекционный дом с хорошей репутацией в качестве контрагента и ознакомиться с условиями сотрудничества (к примеру, порог входа, гарантии, обязательства и пр.).
  2. Изучить предложения на рынке, воспользоваться консультациями экспертов в данном направлении, узнать о текущих трендах.
  3. Составить инвестиционный портфель с учетом стоимости, доходности и рисков.
  4. Продумать условия хранения приобретаемых материалов и оформить сделку.

Вышеупомянутый лондонский дом Stanley Gibbons предлагает инвесторам несколько портфелей:

  • Индивидуальные – от 800 000 рублей.
  • Типовые – от 2 млн. рублей.

Клиент получает консультацию профессионала относительно выбора портфеля и конкретных экземпляров. Помимо этого в стоимость входит хранение почтовых марок.

В любой момент инвестор имеет право продать свои марки, докупить или оставить на хранении на неопределенный срок.

Доходность будет определяться исходя из прошлых периодов. Но если отдельные составляющие будут снижать ожидаемую прибыль, менеджеры коллекционного дома в целях оптимизации инвестпортфеля могут посоветовать изменить его состав.

Реализовать свои марки можно на аукционах, проводимых Stanley Gibbons, либо воспользоваться иными способами, которые готовы предложить портфельные менеджеры.

Еще одним не менее надежным коллекционным домом является американский Mystic Stamp Company, расположенный в штате Нью-Джерси. Он более доступный по входному порогу и здесь также можно изучить текущие тренды и воспользоваться услугами консультантов для подбора портфеля.

Там же можно попытаться продать и свою коллекцию.

Чтобы воспользоваться услугами Mystic Stamp, следует заполнить анкету на официальном сайте mysticstamp.com/SellingStamps/TellUsAboutYourStamps.

После регистрации представитель компании свяжется с Вами и обсудит детали сотрудничества.

Следует иметь в виду, что при оплате и пересылке марок могут возникнуть технические накладки. Но для инвестора не столько важна физическая доставка экземпляров, как их сохранность, поэтому документов на руках будет достаточно, а образцы можно оставить на бесплатное хранение в самой компании.

Кроме того, крупные коллекционные дома имеют в РФ свои представительства.

Какие российские марки имеют ценность

Если Вы решили создать собственную коллекцию почтовых марок с расчетом их будущей доходности, начать можно с отечественных экземпляров. Какие из них приобретать выгоднее?

  • Обращать внимание стоит не только на совсем старые марки. Например, отдельные образцы 30-х годов ценятся даже выше, чем дореволюционные.
  • Марки в листах и блоках будут дороже отдельных вырезанных образцов.
  • Лучше не брать марки с дефектами, без зубчиков, имеющие серьезные повреждения, пятна и пр.
  • Если говорить о трендах, то за последние несколько лет популярными считаются довоенные марки СССР, периода 40-х годов-начала 50-х прошлого века, образцы Российской Федерации 90-х годов.

В качестве «перчинки» и дополнительной мотивации приведу несколько примеров ценовой динамики на некоторые образцы:

Название Динамика стоимости по годам, рублей
Марка общественного телеграфа в СПб, Российская Империя, 1866 год2000 – 7,5 тысяч

2004 – 10 тысяч

2008 – 35 тысяч

2012 – 60 тысяч
Марка из серии «Помощь пострадавшему от наводнения Ленинграду», СССР, 1924 год2000 – 250

2004 – 1 тысяча

2012 – 1,5 тысячи
Марка «Орден Красного Знамени», СССР, 1933 год2000 – 1,3 тысячи

2004 – 2,5 тысячи

2008 – 9 тысяч

2012 – 10 тысяч
Блок из 4-х марок «Всероссийская перепись населения», 2002 годСтоимость – 16 тысяч
Буклет из 4-х марок, посвященный вступлению в должность президента Медведева Д.А.Стоимость – 325 тысяч

Многие экземпляры почтовых марок имеют цену, определяющуюся исключительно субъективным интересом коллекционеров, поэтому стоимость может подвергаться колебаниям и плохо прогнозироваться.

Так или иначе, общий рост цен на марки и прочие объекты филателии вдвое опережал рост стоимости золота на протяжении всего прошлого века.

На рынок почтовых марок не влияют ни кризисы, ни даже мировые войны, поэтому инвестирование в данную нишу может оказаться весьма мудрым и дальновидным решением.

Вместе с тем стоит помнить, что купить марки всегда проще, чем продать. Следите за трендами и пользуйтесь моментами резкого удорожания тех или иных экземпляров, поскольку такое явление может быть кратковременным и повториться не скоро.

К сожалению, в России пока нет аналогов западных коллекционных домов, нет и цивилизованного бизнеса в данном направлении, поэтому почти единственным выходом остается сотрудничество с зарубежными компаниями.

На сегодня это все. Я надеюсь, что статья оказалась для Вас полезной. Если среди Вас есть те, кто инвестирует в почтовые марки, буду благодарен за комментарий.

Не забудьте подписаться на обновления блога и поделиться материалом с друзьями в социальных сетях.

Всем профита!

Читайте также: 
Комментарии к статье: 1
  1. Наталья
    28 января 2020 в 21:31

    У меня кагда-то отец увлекался марками, но куда они все делись... даже не представляю. А так глядишь, сколотила бы маленькое состояние :winking:

    Ответить
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.