Всем привет. Хотите стать сопричастными к строительству дороги, порта или другого крупного объекта инфраструктуры? Тогда стоит обратить внимание на специальные долговые ценные бумаги.
Сегодня мы разберем инфраструктурные облигации: что это, плюсы и минусы, а также особенности отечественного и зарубежного рынка.
О понятии
Инфраструктурные облигации – это облигации, которые выпускаются государственными или частными компаниями для финансирования строительства и реконструкции инфраструктурных объектов. Это могут быть, к примеру, автомобильные и железные дороги, стадионы, вокзалы аэропортов, электростанции и т.п.
Данный тип долговых бумаг эмитируется строго под определенный проект, за реализацию которого берется компания и после строительства она получает этот объект в эксплуатацию на несколько десятков лет.
Для третьих лиц пользование объектом может быть платным (например, платная дорога), за счет чего эмитент имеет возможность расплатиться с владельцами облигаций.
По причине невысокой прибыльности и большой капиталоемкости данных объектов частный бизнес не очень охотно берется за их реализацию. А потому ведущую роль здесь вынуждено брать на себя государство.
Именно федеральные и местные власти являются собственниками инфраструктурных объектов и гарантируют исполнение платежей по долговым бумагам даже в том случае, если объекты будут долго окупаться.
Читайте также:
Из-за низких рисков такой тип облигаций считается привлекательным для инвесторов.
При государственно-частном партнерстве компании получают строящиеся объекты по концессионному договору вместе с бюджетными субсидиями и налоговыми льготами.
Из особенностей инфраструктурных облигаций можно выделить следующие:
- Продолжительный срок обращения – от 10 до 30 лет.
- Купонные выплаты обеспечиваются средствами от эксплуатации построенного объекта.
- Привлеченные инвестиции используются только по целевому назначению.
- Как правило, гарантом выплат по данному типу бумаг выступает государство.
- Бизнес, который берет на себя обязательство по строительству и реконструкции социально значимых объектов, защищается концессионным соглашением и льготами от государства.
- Среди инвесторов преобладают институциональные игроки – фонды, страховые компании.
Преимущества и недостатки
Рассмотрим плюсы и минусы структурных облигаций с позиции инвестора:
ПЛЮСЫ | МИНУСЫ |
Высокая надежность благодаря государственному участию | Невысокая доходность, если сравнивать с корпоративными ценными бумагами |
Низкая волатильность | Поскольку инфраструктурные проекты имеют высокое общественное значение, они подвержены административным и политическим рискам, что может сказываться на прибыльности |
Стабильность и предсказуемость, поскольку крупные объекты инфраструктуры генерируют пусть и небольшую, но зато постоянную прибыль на протяжении многих десятилетий |
Мировая практика
В мире инфраструктурные долговые бумаги достаточно распространены.
Наиболее развитыми в этом плане являются рынки США, Китая, Австралии, Канады, Индии и Чили. К примеру, в Китае почти 70 % инфраструктурного строительства реализуется за счет таких облигаций.
В США с помощью данного инструмента финансируется 2/3 всех подобных проектов.
Помимо господдержки, предсказуемости поступлений и низкой корреляции с рынком ценных бумаг европейские инфраструктурные облигации привлекают еще и тем, что порядка 20 % всех инфраструктурных проектов находятся в портфелях западных пенсионных фондов.
На американском рынке отсутствует такое понятие как инфраструктурные облигации. Под ними понимаются муниципальные облигации, которые выпускаются в целях финансирования строительства инфраструктурных объектов.
Эмитентами выступают местные власти, государственные компании и фонды. Общая доля рынка данного типа долговых бумаг – свыше 3,7 трлн долларов.
На американском рынке все муниципальные облигации делятся на два вида:
- Общие (General obligation bonds).
- Доходные (Revenue bonds).
Инфраструктурные бонды на российском рынке
После того как распался Советский Союз, в руки новой российской власти перешло очень много инфраструктуры, которая требовала реконструкции. Однако денег на это не было.
Ситуация немного улучшилась к началу нулевых годов, когда появилась возможность вкладывать средства в инфраструктурные проекты.
Чтобы частично снять финансовое бремя с государства, было принято решение найти внебюджетные источники финансирования.
Первыми, кто инициировал привлечение средств на рынке капитала, были:
- «Главная дорога» (2010—2012 годы). Компания трижды размещала облигации для привлечения финансирования на строительство дороги Москва-Минск. Срок обращения бумаг составлял от 16 до 18 лет.
- ЗАО «Волга-Спорт» (2011 год). Целью выпуска было финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры в Нижегородской области.
- ЗАО «Управление отходами НН» (2012 год). Деньги были нужны для строительства мусоросортировочного комплекса.
Долгое время привлечение инвестиций для строительства современной инфраструктуры оставалось бессистемным. И только в 2018 году эта функция была официально возложена на компанию «Дом.РФ».
Непубличное акционерное общество было создано Правительством в 1997 году и имело название «Агентства ипотечного жилищного кредитования».
Осенью 2020 года АО «Дом РФ» выпустило первые инфраструктурные облигации в целях финансирования строительства и реконструкции объектов в нескольких сферах:
- Социальной (больницы, спортивные организации, детские площадки, библиотеки, кинотеатры и др.).
- Транспортной (железные и автомобильные дороги, парковки и т.д.).
- IT-инфраструктура, включая телекоммуникационные системы.
В 2021 году инфраструктурных долговых бумаг было выпущено на сумму около 30 млрд рублей. На данный момент «Дом РФ» является ведущим центром финансирования инфраструктурных проектов в России.
Немного о том, как устроена эта система. Каждый строящийся объект курирует отдельная дочерняя компания «Дом РФ» — дочернее специализированное общество проектного финансирования (СОПФ), которому передаются средства в виде инфраструктурных займов сроком кредитования до 15 лет и низкой процентной ставкой.
«Дом РФ» при этом выполняет роль поручителя по облигациям, а гарантом возврата займов выступают субъекты Федерации, в которых строятся объекты.
Инфраструктурные облигации выполняют еще одну задачу. Они улучшают условия для частных банков, которые принимают участие в проектах.
По закону первыми погашаются банковские кредиты, а уже после этого возвращается долг по инфраструктурным облигациям. Это позволяет предлагать более привлекательные условия банкам, которые софинансируют проекты в сфере инфраструктуры.
Как выглядит сотрудничество «Дом РФ» со строительной компанией:
- Субъект Федерации дает свое согласие на реализацию проекта.
- Специалисты «Дом РФ» проводят независимую экспертизу проекта.
- Министерство строительства дает свое заключение.
- Субъект выдает финансовую гарантию.
- Эмитируются инфраструктурные облигации, которые и обеспечивают финансирование.
В качестве примера таких выпусков можно привести облигации от ВЭБ РФ, которые были эмитированы в декабре 2019 года со следующими параметрами:
- название — СОПФ ФПФ-01-об;
- эмитент — ООО «СОПФ ФПФ»;
- номинал – 1 тысяча рублей;
- объем эмиссии – 10 млрд рублей;
- дата погашения – декабрь 2026 года;
- андеррайтер – «Газпромбанк»;
- ставка купона – 6,84 % годовых;
- доходность к погашению – 8,51 % годовых (по состоянию на 26.02.2022).
Друзья, подписывайтесь на обновления блога, чтобы оставаться в курсе самых свежих и актуальных новостей из мира финансов и инвестиций.
До скорого!