Что такое инфраструктурные облигации, их особенности и недостатки

Лого investbro.ru

Всем привет. Хотите стать сопричастными к строительству дороги, порта или другого крупного объекта инфраструктуры? Тогда стоит обратить внимание на специальные долговые ценные бумаги.

Сегодня мы разберем инфраструктурные облигации: что это, плюсы и минусы, а также особенности отечественного и зарубежного рынка.

О понятии

Инфраструктурные облигации – это облигации, которые выпускаются государственными или частными компаниями для финансирования строительства и реконструкции инфраструктурных объектов. Это могут быть, к примеру, автомобильные и железные дороги, стадионы, вокзалы аэропортов, электростанции и т.п.

Данный тип долговых бумаг эмитируется строго под определенный проект, за реализацию которого берется компания и после строительства она получает этот объект в эксплуатацию на несколько десятков лет.

Для третьих лиц пользование объектом может быть платным (например, платная дорога), за счет чего эмитент имеет возможность расплатиться с владельцами облигаций.

По причине невысокой прибыльности и большой капиталоемкости данных объектов частный бизнес не очень охотно берется за их реализацию. А потому ведущую роль здесь вынуждено брать на себя государство.

Именно федеральные и местные власти являются собственниками инфраструктурных объектов и гарантируют исполнение платежей по долговым бумагам даже в том случае, если объекты будут долго окупаться.

Читайте также:

Из-за низких рисков такой тип облигаций считается привлекательным для инвесторов.

При государственно-частном партнерстве компании получают строящиеся объекты по концессионному договору вместе с бюджетными субсидиями и налоговыми льготами.

Из особенностей инфраструктурных облигаций можно выделить следующие:

  • Продолжительный срок обращения – от 10 до 30 лет.
  • Купонные выплаты обеспечиваются средствами от эксплуатации построенного объекта.
  • Привлеченные инвестиции используются только по целевому назначению.
  • Как правило, гарантом выплат по данному типу бумаг выступает государство.
  • Бизнес, который берет на себя обязательство по строительству и реконструкции социально значимых объектов, защищается концессионным соглашением и льготами от государства.
  • Среди инвесторов преобладают институциональные игроки – фонды, страховые компании.

Преимущества и недостатки

Рассмотрим плюсы и минусы структурных облигаций с позиции инвестора:

ПЛЮСЫМИНУСЫ
Высокая надежность благодаря государственному участиюНевысокая доходность, если сравнивать с корпоративными ценными бумагами
Низкая волатильностьПоскольку инфраструктурные проекты имеют высокое общественное значение, они подвержены административным и политическим рискам, что может сказываться на прибыльности
Стабильность и предсказуемость, поскольку крупные объекты инфраструктуры генерируют пусть и небольшую, но зато постоянную прибыль на протяжении многих десятилетий

Мировая практика

В мире инфраструктурные долговые бумаги достаточно распространены.

Наиболее развитыми в этом плане являются рынки США, Китая, Австралии, Канады, Индии и Чили. К примеру, в Китае почти 70 % инфраструктурного строительства реализуется за счет таких облигаций.

В США с помощью данного инструмента финансируется 2/3 всех подобных проектов.

Помимо господдержки, предсказуемости поступлений и низкой корреляции с рынком ценных бумаг европейские инфраструктурные облигации привлекают еще и тем, что порядка 20 % всех инфраструктурных проектов находятся в портфелях западных пенсионных фондов.

На американском рынке отсутствует такое понятие как инфраструктурные облигации. Под ними понимаются муниципальные облигации, которые выпускаются в целях финансирования строительства инфраструктурных объектов.

Эмитентами выступают местные власти, государственные компании и фонды. Общая доля рынка данного типа долговых бумаг – свыше 3,7 трлн долларов.

На американском рынке все муниципальные облигации делятся на два вида:

  • Общие (General obligation bonds).
  • Доходные (Revenue bonds).

Инфраструктурные бонды на российском рынке

После того как распался Советский Союз, в руки новой российской власти перешло очень много инфраструктуры, которая требовала реконструкции. Однако денег на это не было.

Ситуация немного улучшилась к началу нулевых годов, когда появилась возможность вкладывать средства в инфраструктурные проекты.

Чтобы частично снять финансовое бремя с государства, было принято решение найти внебюджетные источники финансирования.

Первыми, кто инициировал привлечение средств на рынке капитала, были:

  • «Главная дорога» (2010—2012 годы). Компания трижды размещала облигации для привлечения финансирования на строительство дороги Москва-Минск. Срок обращения бумаг составлял от 16 до 18 лет.
  • ЗАО «Волга-Спорт» (2011 год). Целью выпуска было финансирование строительства объектов социальной инфраструктуры в Нижегородской области.
  • ЗАО «Управление отходами НН» (2012 год). Деньги были нужны для строительства мусоросортировочного комплекса.

Долгое время привлечение инвестиций для строительства современной инфраструктуры оставалось бессистемным. И только в 2018 году эта функция была официально возложена на компанию «Дом.РФ».

Непубличное акционерное общество было создано Правительством в 1997 году и имело название «Агентства ипотечного жилищного кредитования».

Осенью 2020 года АО «Дом РФ» выпустило первые инфраструктурные облигации в целях финансирования строительства и реконструкции объектов в нескольких сферах:

  • Социальной (больницы, спортивные организации, детские площадки, библиотеки, кинотеатры и др.).
  • Транспортной (железные и автомобильные дороги, парковки и т.д.).
  • IT-инфраструктура, включая телекоммуникационные системы.

В 2021 году инфраструктурных долговых бумаг было выпущено на сумму около 30 млрд рублей. На данный момент «Дом РФ» является ведущим центром финансирования инфраструктурных проектов в России.

Немного о том, как устроена эта система. Каждый строящийся объект курирует отдельная дочерняя компания «Дом РФ» — дочернее специализированное общество проектного финансирования (СОПФ), которому передаются средства в виде инфраструктурных займов сроком кредитования до 15 лет и низкой процентной ставкой.

«Дом РФ» при этом выполняет роль поручителя по облигациям, а гарантом возврата займов выступают субъекты Федерации, в которых строятся объекты.

Инфраструктурные облигации выполняют еще одну задачу. Они улучшают условия для частных банков, которые принимают участие в проектах.

По закону первыми погашаются банковские кредиты, а уже после этого возвращается долг по инфраструктурным облигациям. Это позволяет предлагать более привлекательные условия банкам, которые софинансируют проекты в сфере инфраструктуры.

Как выглядит сотрудничество «Дом РФ» со строительной компанией:

  1. Субъект Федерации дает свое согласие на реализацию проекта.
  2. Специалисты «Дом РФ» проводят независимую экспертизу проекта.
  3. Министерство строительства дает свое заключение.
  4. Субъект выдает финансовую гарантию.
  5. Эмитируются инфраструктурные облигации, которые и обеспечивают финансирование.

В качестве примера таких выпусков можно привести облигации от ВЭБ РФ, которые были эмитированы в декабре 2019 года со следующими параметрами:

  • название — СОПФ ФПФ-01-об;
  • эмитент — ООО «СОПФ ФПФ»;
  • номинал – 1 тысяча рублей;
  • объем эмиссии – 10 млрд рублей;
  • дата погашения – декабрь 2026 года;
  • андеррайтер – «Газпромбанк»;
  • ставка купона – 6,84 % годовых;
  • доходность к погашению – 8,51 % годовых (по состоянию на 26.02.2022).

Друзья, подписывайтесь на обновления блога, чтобы оставаться в курсе самых свежих и актуальных новостей из мира финансов и инвестиций.

До скорого!

Читайте также: 
Комментарии к статье: 0
Добавить комментарий
:grinning: :grining-smiling: :tears-of-joy: :smile-open-mouth: :tall-eyes-open-mouth: :cold-sweat: :scrunched-closed-eyes: :halo: :winking: :rosy-cheeks: :slightly-smiling: :tongue: :relieved: :heart-eyes: :sunglasses:
* Нажимая на кнопку "Отправить", я даю согласие на рассылку, обработку персональных данных и принимаю политику конфиденциальности.