Всем привет! Многим начинающим инвесторам может показаться странным, что бутерброд из McDonald’s упоминается в контексте экономики. Сегодня мы разберем индекс Биг Мака: что это понятным языком и что показывает.
А также рассмотрим несколько других необычных индексов.
О понятии
Индекс Биг Мака – это неофициальный способ определения того, насколько справедлив курс национальной валюты по отношению к доллару США. Для этого берется стоимость Биг Мака в ресторанах Макдональдс разных стран и сравнивается со стоимостью того же бутерброда в США.
История этого индекса берет начало в 1986 году, когда Пэм Вудалл опубликовал свою статью для журнала The Economist, где в полушутливой форме привел пример инструмента, который мог бы оценивать рынок валют.
Индекс Биг Мака базируется на теории паритета покупательской способности, которая представляет собой соотношение валют, основанное на стоимости аналогичных товаров, т.е. сколько одинаковых товаров можно приобрести на определенную сумму в разных странах.
В данном случае корзину товаров заменили на бургер из меню Макдональдса.
Данный индекс стал настолько популярным, что продолжает обновляться по сей день. Почему выбор пал именно на Биг Мак? Есть несколько причин:
- На момент выхода публикации в журнале The Economist сеть ресторанов McDonald’s была представлена в 15 странах мира. Сегодня эта цифра возросла до 118 государств и более чем 36 000 торговых точек. Филиалы ресторана есть даже в самых небольших периферийных городах.
- Для приготовления этого бургера используются единые, самые универсальные продукты, которые легко найти в любом регионе. Вудалл решил использовать их в качестве своеобразной продуктовой корзины, на основе которой удобно рассчитывать паритет покупательской способности.
Так появилась новая отрасль экономики – «бургерономика».
Читайте также:
Актуальную информацию по The Big Mac index можно посмотреть на официальном сайте журнала The Economist. Данные обновляются каждые полгода. Последнее обновление было в январе 2022 года.
В таблице отражаются значения индекса в разных странах. Красный цвет означает недооцененность национальной валюты по отношению к доллару США. Синий цвет – переоцененность.
Если нажать на ту или иную страну, появится график сравнения показателя с другими странами, а также его динамика по годам.
Россия находится в самом конце таблицы. Наш рубль недооценен на целых 70 % по отношению к американскому доллару. В России Биг Мак стоит 135 рублей, а в США — 5,81 доллара.
Чуть лучше обстоят делать у Турции – 67,9 % недооцененности. Выше располагаются Индонезия, Малайзия, Румыния и Украина (58-59 %).
Согласно данному индексу, лидерами признаются Швейцария, валюта которой переоценена на 20 %, и Норвегия – 10 %.
Формула расчета
Немного вернемся к стоимости Биг Мака в России и США. Если разделить цену за российский «бутерброд» на цену за американский, мы получим справедливый курс доллара к рублю.
135 / 5,81 = 23,2
Далее следует сравнить полученное значение с текущим курсом и определить, насколько недооценена или переоценена национальная валюта.
На момент написания этой статьи (24.02.2022) курс доллара составлял 80,42 рубля. Это почти в 3,5 раза превышает адекватный курс.
Полная формула расчета индекса Биг Мака выглядит так:
The Big Mac index = 100 % — (Курс валюты по Биг Маку/Официальный текущий курс) * 100 %
Теперь посчитаем:
100 % — (23,2 / 80,42) * 100 % = 71, 16 %
Именно на столько недооценена российская валюта по отношению к американскому доллару. Выходит, что с января положение только ухудшилось и рубль стал еще более недооцененным.
Если посмотреть на график изменения бургерного индекса, то можно заметить, что Россия с 2000 года ни разу не поднималась из красной зоны:
- в апреле 2000 года рубль считался недооцененным на 44,8 %;
- в 2005-ом – на 51,7 %;
- в 2010 году – на 34,7 %;
- в июле 2015-го – на 60,7 %;
- в 2020 году – на 66,5 %.
Недостатки бургерного показателя
У индекса Биг Мака есть противники, вполне логично обосновывающие свою позицию:
- Во многих развивающихся странах питание в ресторанах сети Макдональдс стоит на порядок дороже по сравнению с местными заведениями. Это заметно снижает спрос на продукцию.
- На стоимость меню влияет множество факторов – расходы на производство, доставка, аренда, реклама. Поэтому этот индекс не совсем подходит для сравнения экономик всех стран мира.
- Помимо экономических, есть и другие специфические факторы, которые влияют на объективность данных. Например, в Индии корова является священным животным и бургеров с говядиной в меню местных Макдональдсов просто нет. Вместо классического Биг Мака в расчетах там участвует куриный бургер «Махараджа Мак». Во многих странах Африки, где нет ресторанов Макдональдс, существует «индекс KFC».
По большому счету индекс Биг Мака не представляет большой ценности, поскольку с его помощью нельзя предсказать, как поведут себя валюты в будущем.
Вместе с тем, этот индикатор получил широкое распространение и стал своеобразным мировым стандартом, о котором нередко упоминают в научных работах.
Другие необычные индикаторы
Помимо бургерного индекса в мире существуют и другие не менее интересные показатели.
Индекс Оливье
Индекс Оливье ввели по аналогии с индексом Биг Мака. Он рассчитывается на основе стоимости ингредиентов, входящих в рецепт приготовления новогоднего блюда.
Впервые салатный индекс был рассчитан и опубликован в газете «Труд» в 2009 году. Позже эту идею перенял Росстат.
Функционал индекса Оливье сводится только к измерению уровня инфляции. В конце года Росстат публикует данные по регионам страны и определяет, в каких областях стоимость салата обходится дороже, а в каких – дешевле.
Для расчета индекса берутся стандартные ингредиенты, определяются цены за них и вычисляется, сколько граждане заплатят за 2,5 кг салата. Полученный результат сравнивается с прошлогодним.
Так, в 2021 году показатель вырос на 15 % по сравнению с 2020 годом. Вместе с тем официальная инфляция составила 8,4 %. Но сравнивать их некорректно, поскольку индекс Оливье оценивает только продуктовую инфляцию, а официальный показатель учитывает более широкий спектр товаров и услуг, включая ЖКХ, непродовольственные товары и т.д.
Индекс жадности и страха
Это уже более серьезный индикатор, который отражает настроения инвесторов на фондовом рынке путем анализа 7 параметров:
- сила цены акции;
- диапазон цен акций;
- put- и call-опционы;
- импульс рынка;
- спрос на безрисковые активы;
- спрос на мусорные облигации;
- волатильность рынка.
Официальную цифру можно увидеть на сайте money.cnn.com/data/fear-and-greed/.
По состоянию на 23 февраля стрелочка индекса показывала 27 в оранжевой зоне.
Что это значит:
- Красная зона от 0 до 25 – на рынке царит страх и паника.
- Оранжевая зона от 26 до 49 – менее сильный страх.
- Серая зона в районе 50 – равнодушие.
- Светло-зеленая зона от 51 до 75 – начинается жадность.
- Зеленая зона от 76 до 100 – на рынке царит жадность.
Когда стрелка находится в красной зоне – инвесторы в панике распродают свои активы. Когда она находится в зеленой, т.е. в зоне «жадности» — наоборот все начинают покупать.
Стоит отметить, что умные инвесторы поступают наоборот. Когда активы дешевеют, они начинают их покупать, а когда дорожают – фиксируют прибыль.
Индекс латте
Здесь в качестве сравнительного объекта берется стаканчик кофе из Starbucks. Поскольку данная сеть намного уступает по масштабам количеству ресторанов Макдональдс, индекс латте не получил широкой популярности.
Актуальные данные можно посмотреть на официальном сайте компании ValuePenguin.
Так, например, самый дорогой латте можно купить в следующих странах:
- в России – 12,32 доллара;
- в Индонезии – 8,21 доллара;
- во Вьетнаме – 8,18 доллара.
Самый дешевый:
- США – 2,75 доллара;
- Австралия – 2,86 доллара;
- Новая Зеландия, Канада – 3,06 доллара.
Прочие индексы
Вот какие индикаторы еще существуют в мире:
- индекс свиданий – рассчитывается немецким конгломератом Deutsche Bank на основе стоимости такси, сеанса в кинотеатре и ужина, т.е. классического «набора» для свидания;
- индекс длины юбок – был открыт в 20-х годах прошлого столетия Джорджем Тейлором и основывался на принципе – чем короче у женщин юбки, чем в лучшем состоянии находится экономика;
- индекс iPhone – сравнивает стоимость популярного гаджета в разных странах.
Подводим итоги
Индекс Биг Мака – интересный инструмент, служащий для того, чтобы упростить понимание теории о паритетной покупательской способности и наблюдать за экономическими процессами.
Разумеется, относиться к нему слишком серьезно не стоит. Об этом говорит и журнал The Economist, указывая на то, что индекс никогда не задумывался как точная мера для сравнения валют.
И индекс Биг Мака, и другие показатели, которые мы рассмотрели — это только небольшие маячки, которые могут подсветить некоторые моменты в экономической обстановке, побуждающие к бдительности.
Всем профита!