Друзья, всем привет. Мы привыкли оценивать привлекательность компании по ее стоимости и другим мультипликаторам, основанным на материальных активах эмитента. Но есть такие показатели, которые на первый взгляд кажутся чем-то непредставимым, однако тоже имеют огромное влияние на бизнес и, соответственно, котировки акций.
К таким относится Гудвилл. Сегодня мы рассмотрим понятие goodwill компании – что это такое, как его узнать и какое значение данный термин имеет для инвестора.
О понятии
Гудвилл (в английской версии «goodwill») – это экономический термин, который в денежном выражении показывает репутацию компании, популярность ее бренда, востребованность продукции, прочность деловых связей и т.д.
Если объяснять на примере, то представьте, что вы хотите купить условную компанию «Стежок», которая занимается пошивом модной одежды.
Стоимость ее материальных активов составляет 10 млн рублей, но вы заплатите 14 млн, поскольку помимо помещения, станков, товарных запасов на складе и прочих физических активов вы получаете в добавок нематериальные факторы:
- деловую репутацию;
- узнаваемый бренд, который у всех на слуху;
- налаженные связи с партнерами;
- прочную базу постоянных клиентов;
- тщательно отобранный и обученный персонал;
- выгодное географическое положение;
- авторитетность топ-менеджеров и амбассадоров и т.д.
Все вышеперечисленное является нематериальными активами. Т.е. их нельзя продать, измерить или оценить отдельно от предприятия. Условно такие факторы можно разделить на три группы:
- Goodwill компании. Это, к примеру, годами наработанный стиль и методики управления, лояльная аудитория и пр.
- Персональный Goodwill. Это непосредственно репутация бренда и его ведущих фигур, а также их профессиональные качества.
- Объекты, которые теоретически можно отделить. Сюда относятся, к примеру, клиентская база, т.е. списки. Но подобные факторы чаще всего теряют свою силу и ценность, если их изъять из общей массы других нематериальных активов. К примеру, условная раскрученная компания банковских услуг может продать базу клиентов предприятию по изготовлению мебели, но маловероятно что аудитория останется лояльной. Именно поэтому гудвилл считается неотделимым от предприятия, он не продается и не амортизируется.
Гудвилл нацелен на решение двух основных задач. Во-первых, он помогает оценить эффективность работы руководства, менеджеров и персонала, а во-вторых, объясняет, за что идет наценка при продаже предприятия или при поглощении.
Для справки! Помимо Goodwill у компании есть и другие нематериальные активы. Например, лицензия, патенты. Единственное отличие – точно известная стоимость, которая учитывается в балансовых показателях эмитента.
Когда у компании меняется собственник, вместе со всеми материальными активами новый владелец получает права на бренд, лояльных партнеров и клиентов, авторитетных амбассадоров и т.д.
То же самое происходит и с инвесторами, которые решают купить несколько акций. В этот момент они становятся не только акционерами и владельцами доли имущества компании, но и собственниками нематериальных активов.
Максимальный Гудвилл характерен для эмитентов IT-сектора. Именно такие компании обладают наивысшей репутацией, популярностью и прокачанным менеджментом.
Читайте также:
У некоторых гигантов стоимость Goodwill даже сопоставима со стоимостью материальных активов. Например, у Apple в 2021 году эта цифра составила 230 млрд долларов.
Как определить Гудвилл
Узнаем, где можно посмотреть значение Гудвилла, ведь как я уже отметил в самом начале этой статьи, данный показатель имеет денежное выражение.
Некоторые компании сами рассчитывают значение Goodwill и публикуют его в своих отчетах по МСФО (IFRS) в разделе «Внеоборотные активы». В бухгалтерской документации его можно найти среди нематериальных активов. Он так и значится – «goodwill».
Самостоятельно рассчитать значение Гудвилл можно несколькими способами. Вот самая простая и популярная формула:
Goodwill = Рыночная стоимость – Балансовая стоимость материальных активов – Долговые обязательства
Данная формула актуальна для публичных компаний, акции которых торгуются на бирже.
Есть еще другой метод расчета, основанный на избыточной прибыли. У эмитентов, которые ведут деятельность в одном и том же секторе экономики, единица вложенных средств будет приносить разную прибыль. Этот избыток и можно считать показателем Гудвилл, поскольку этот излишек образуется как раз за счет авторитетности бренда, эффективности сети продаж и т.д.
К примеру, если взять компанию с громким именем и другую компанию, которая мало кому известна, то у них себестоимость продукции может находиться приблизительно на одном уровне.
Но при этом за продукцию первой компании клиенты будут готовы заплатить в несколько раз больше, чем за продукцию второй.
Точно так же известный бренд будет влиять на лояльность партнеров – поставщики и торговые сети будут гораздо охотнее сотрудничать с известной крупной компанией, нежели с маркой без имени. Именно это и закладывается в понятие Гудвилл.
Данный способ расчета подойдет только для сравнения компаний, которые работают в одном регионе, с одинаковой продукцией или услугами, а также со схожими производственными мощностями.
Рассмотрим и третий способ. Его используют в случаях, когда нужно определить Гудвилл, который приходится на долю контролирующего акционера. Здесь применяется следующая формула:
Goodwill = Общая сумма инвестиций – (Сумма чистых активов дочерней организации * Процент владения бизнесом)
Как изменяется значение Goodwill
Как я уже отметил, наивысшим показателем Гудвилл обладают IT-компании и судя по тому, как они наращивают свою капитализацию, обгоняя материальные активы, можно подумать, что Goodwill всегда только растет.
На самом деле рост меняется не пропорционально времени, а скачкообразно. К примеру, когда какой-нибудь IT-гигант презентует новую долгожданную модель гаджета, его репутация можно взлететь в считанные дни.
Однако после этого Goodwill может снизиться или вовсе уйти в минус.
Отрицательный Goodwill называется Badwill (Бэдвилл). Он имеет обратный эффект, означает плохую репутацию и вынуждает продавать компанию по стоимости ниже справедливой рыночной.
Бэдвилл может возрастать вследствие следующих факторов:
- компания имеет серьезные убытки, которые отражаются в финансовой отчетности;
- в отрасли очень высокая конкуренция;
- компанию покидают ключевые сотрудники, на которых держалась вся репутация, деловые связи и маркетинговые стратегии;
- ухудшаются экономические условия и т.п.
Термин Бэдвилл (иногда «обесценивание Гудвилла») применяют в ситуациях, когда стоимость компании становится ниже стоимости ее материальных активов.
Кстати, обесценивание Гудвилла может быть как реальным, так и манипулятивным, т.е. специально создаваться топ-менеджментом компании.
Таким образом предприятия стремятся уменьшить показатели чистой прибыли без реальных убытков, ведь Гудвилл это нематериальный актив, а значит убытки будут только на бумаге.
Но такой шаг довольно рискованный, поскольку на подобные случаи обращают внимание регуляторы и при появлении подозрений назначают расследования.
Подводим итоги
О том, как показатель гудвилл влияет на стоимость ценных бумаг, точнее всего высказался Уоррен Баффет: «Если бизнес идет хорошо, акции рано или поздно последуют за ним».
Если руководство компании прилагает усилия для развития своего бизнеса и повышения репутации, рано или поздно компания привлечет интерес инвесторов и, соответственно, цена акций будет расти.
Характерная особенность Гудвилла в том, что данный показатель неотчуждаем, т.е. его можно «продать» только вместе с компанией. Он растет по мере того, как растет бизнес, и снижается при неудачах. Вместе с тем Goodwill приносит эмитенту реальную прибыль и влияет на стоимость его акций.
Я не устаю повторять о том, что оценивать компанию и ее потенциал важно не по одному показателю, а в совокупности. Такие классические мультипликаторы как P/E, EBITDA и другие остаются крайне важны.
Грамотный инвестор должен смотреть на компанию со всех сторон – как она преумножает свою ценность за счет наращивания материальных активов, а также за счет роста и расширения деловой репутации.
Друзья, на сегодня это все по теме. Подписывайтесь на обновления блога, чтобы не пропустить выход новых полезных публикаций.
Всем профита!